В Советском Союзе с 1927 г., когда резко ухудшились отношения большевиков с гегемоном Европы Англией обратили пристальное внимание на состояние армии и оборонной промышленности.
Дело в том, что после завершения гражданской войны 5,5 млн. Красная Армия была резко сокращена, причем был отменен призыв на срочную военную службу. Страну должны были защищать кадровые части и обучаемая на краткосрочных сборах территориальная милиция из граждан страны. Численность Красной Армии составляла в середине 1920-х гг. около 500 тыс. человек. Фактически из-за сокращения армии на "гражданку" погнали всех толковых командиров и красноармейцев и к 1923 г. армия была развалена.
26 декабря 1926 г. Тухачевский в докладе "Оборона СССР" сделал вывод, что страна и армия к войне не готовы.
Переход от НЭПа и командно-административной плановой экономике также в немалой степени был необходим для обеспечения армии всем необходимым. Частный бизнес вкладывать деньги и ждать отдачи от них десятилетия не готов.
Началась реализация планов первых пятилеток.
Тухачевский 10 января 1930 г. пишет на имя наркома (министра обороны - по-нынешнему) Ворошилова записку, в которой предлагает создать колоссальные вооруженные силы.
В мирное время должна быть 11 млн армия, с 260 пехотными и кавалерийскими дивизиями, 50 дивизиями Резерва Верховного командования.
Промышленность должна быть готова выпускать 122,5 тыс. боевых самолетов в год и иметь на мирное время в строю 40 тыс. единиц. Танковая промышленность должна быть готова выпускать 100 тыс. танков в год и обеспечить в мирное время 50 тыс. танков в строю.
Также Тухачевский предлагал создавать технику двойного назначение - наземно-зенитную артиллерию, бронированные тракторы, массово внедрить динамореактивную артиллерию.
Вот и о конструкторе последней и поговорим.
В начале 1930-х гг. в Красной Армии поползли слухи о "чудо-оружии" динамореактивных пушках (ДРП) системы "К". С грузовика стреляла 305-мм гаубица, а это линкоровский калибр, деревянные бипланы стреляли из 76-мм и 100-мм автоматических пушек.
Но в 1937 г. этих слухи исчезли, а в 1956 г. был реабилитирован Леонид Васильевич Курчевский, создатель знаменитых систем "К".
Кто это был и какие это чудо системы он разрабатывал?
Леонид Васильевич Курчевский родился в 1891 г. в мещанской семье, окончил два курса физико-математического факультета Московского университета, но в 1913 г. по неизвестным причинам был отчислен. Можно предположить, что он сам бросил обучение решив что и так все знает. Впоследствии его манера бросать все на полпути станет его отличительной чертой характера.
Тем не менее он становится лаборантом Московского педагогического института имени Шелапутина.
С началом первой мировой войны когда возникла необходимость в траншейных орудиях Курчевский подсуетился и предложил оригинальную конструкцию гранатомета по схеме средневековой баллисты. Дальность метания гранат составила 78 - 112 м или 110 - 158 шагов. Но на испытаниях одна из гранат залетела в свой окоп, а еще несколько полетели назад.
Главное Артиллерийское Управление все же уплатило Курчевскому 800 рублей и предложило доработать гранатомет, чтобы обеспечить своевременное срабатывание защелки. Леонид Васильевич дорабатывать свои изобретения не любил и гранатомет так и не доделал.
В 1919 г. Курчевский руководил мастерской-автолабораторией при Комитете по делам изобретений, в 1922 - 1924 гг. он стал начальником лаборатории отдела военных изобретений Комглисс.
Изобретать он тем не менее продолжал. На его счету: полярная лодка-вездеход с авиационным мотором; электрическая машина, использующая энергию малых течений; горючее из эфира со спиртом-сырцом; эмульсия для автошин, затягивающая пулевые пробоины; крылатая торпеда с реактивным двигателем; бесшумная пушка; дульный тормоз к орудиям; переделка легкового автомобиля "ГАЗ-А" в трехосный вездеход на колесном и гусеничном ходу; система централизованного регулирования уличного движения в Москве и т. д.
Также он писал научно-фантастические повести и охотничьи рассказы.
В 1922 г. в руки Курчевского попали документы лаборатории Д. П. Рябушинского.
***
Дмитрий Павлович Рябушинский был из очень обеспеченной семьи ему и его семерым братьям отец оставил 20 млн рублей. Тогда у генерала жалованье было 500 руб., а 400 гр муки стоили 8 копеек.
Д. П. Рябушинский с отличием окончил физико-математический факультет Московского университета.
В 1904 г. он основывает частный аэродинамический институт и ставит там аэродинамическую трубу. Потом он строит малую электростанцию, а в 1911 - 1912 гг. более мощную, которая сохранилась до сегодняшних дней.
Летом 1916 г. в институте изготовили и испытали первое (или одно из первых) в России безоткатное орудие.
Необходимо пояснить, что инженеры столетиями бились с проблемой отката ствола у огнестрельного оружия. Чем больше была дульная энергия, тем сильнее был откат.
К началу XX века появились безоткатные (динамореактивные) орудия - ДРП.
Принцип таких орудий был прост, в них нужно было сравнять импульс вылетевшего снаряда (масса, умноженная на скорость) и импульс тела газов, которые образовывались при сгорании порохового заряда, вылетающих назад через отверстие в казенной части ствола.
Свою 70-мм пушку Рябушинский делал по схеме "свободная труба" она имела гладкий ненагруженный ствол с толщиной стенок всего 2,5 мм и весила 7 кг, ствол помещался на легкой складной треноге.
3-кг снаряд заряжался с казенной части. Патрон был унитарный, заряд помещался в гильзу из сгорающей ткани с деревянным или цинковым поддоном.
Дальность стрельбы была всего 300 м., что для того времени было неудивительно.
Пушка Рябушинского успела до революции пройти только полигонные испытания. До войсковых уже не добралась.
Рябушинский провел исследования и испытал безоткатную пушку с инертной массой и реактивным снарядом с соплом Лаваля. Для увеличения тяги двигателя поток газов втекал в сопло с дозвуковой скоростью, а вытекал со сверхзвуковой.
После эмиграции Рябушинский далее безоткатные орудия не разрабатывал. Умер он в Париже в 1962 г.
***
В 1923 г. Л. Курчевский и сотрудник отдела военных изобретений Верховного Совета Народного Хозяйства С. Изенбек подали заявку на изобретение динамореактивного безоткатного орудия (ДРП).
Курчевский проявил незаурядные качества "толкача", он бомбардировал все инстанции предлагая свою пушку.
В конце концов заводу № 8 имени Калинина поручили переделать в ДРП две 57-мм пушки Норденфельда. 20 сентября 1923 г. их испытали на подмосковном полигоне в Кунцеве. На стрельбах присутствовал заместитель председателя Реввоенсовета Э. Склянский. И на 25 сентября на специальном совещании под председательством Каменева постановили начать работы по созданию полковой пушки ДРП и автоматической "самолетной ДРП".
16 октября 1923 г. Курчевский направил главкому Каменеву проект 102-мм авиационной ДРП. Но заняться авиапушкой конструктору не удалось. 23 сентября 1924 г. ОГПУ арестовало Курчевского "за расхищение государственного имущества". Его обвинили в том, что он взял казенные деньги на геликоптер, но его так и не создал. Курчевский утверждал, что средства потратил на проектирование. Коллегия ОГПУ приговорила инженера к 10 годам лишения свободы.
Но 3 января 1929 г. Курчевский постановлением комиссии ОГПУ был досрочно освобожден.
Пока он сидел безоткатными орудиями стали заниматься и другие конструкторы.
С 1924 по 1929 г. было испытано несколько десятков безоткатных орудий калибра 37 - 107 мм. В 1925 г. испытали 7 ДРП, в 1926 г. - 5, в 1927 г. - 11, в 1928 г. - 13 и в 1929 г. тоже 13.
Испытали орудия казнозарядные и дульнозарядные, с гладким стволом, с нарезным стволом для обычных снарядов с пояском, стволом с углубленными нарезами для снарядов с готовыми выступами.
Орудия с зарядами в гильзах из сгорающей ткани, в картонных гильзах, в перфорированных металлических гильзах. Часть гильз имела металлические, деревянные и картонные поддоны.
С 1927 г. испытывались 47-мм авиапушки с инертной массой, в качестве которой была использована тяжелая металлическая гильза, вылетающая через сопло.
Только некоторые безоткатные системы прошли полигонные испытания и дошли до войсковых.
***
В начале 1929 г. Курчевский прибыл в Москву и начал проектировать целую систему безоткатных орудий. Он всячески рекламирует свои и топит чужие разработки.
Он предлагал обрезать по затвор обычное нарезное орудие и в ствол вставить сопло Лаваля. Для того чтобы из сопла вытекал сверхзвуковой поток, необходимо было его специальным образом профилировать.
Документацию на сопло и расчеты Курчевский, видимо, нашел в материалах Рябушинского. Заряжание в пушках Курчевского предполагалось двух типов - обычное казнозарядное и автоматическое дульнозарядное.
У казнозарядных снарядов была штатная латунная гильза, только в ней вырезал на дне отверстие для выхода пороховых газов. Затвор соединялся с соплом и вручную задвигался при заряжании.
У 37 - 152-м автопушек Курчевского патроны с гильзами из нитроткани перемещались к дулу по цилиндрическому магазину над стволом, а далее они попадали в специальный лоток перед дульным срезом, оттуда специальным устройством досылались в канал ствола. Автоматика работала от сжатого воздуха из специального баллона.
Высокого темпа стрельбы добиться было невозможно. Для 76-мм авиапушек расчетный темп стрельбы был 40 выстрелов в минуту, а по факту получилось - 20 - 30. Причем скорострельность 76-мм пушки ЗИС-3 доходила до 20 выстрелов в минуту.
Гильза из нитроткани полностью не сгорала, да еще и рвалась в магазине при подаче. В итоге получались систематические отказы при подаче и разрывы ствола.
Как видим Курчевский создал микс из пушек Рябушинского. Для работающей динамореактивной пушки должен быть открытый ствол без нарезов. А он у него был нарезной, от обычной пушки. Сопло тут уже ничем не могло помочь. Образования как раз ему и не хватило в этом случае. Или желания разобраться.
Но пушки Курчевского показали на полигонных испытаниях отличные результаты. Стрельба осуществлялась штатными снарядами, но их вес был на порядок меньше.
Для рекламы своих ДРП Курчевский ставил стакан с водой на ствол или лафет орудия. Гремел выстрел, из сопла орудия на десятки метров вылетало пламя, но вода в стакане не расплескивалась, сила отката была приведена к нулю.
У руководства РККА и промышленности не хватило технических знаний понять, что Курчевский им говорит про бесперспективную пушку.
Курчевский быстро сделал своими сторонниками наркома тяжелой промышленности Орджоникидзе, его заместителя Павлуновского, начальника артиллерийского управления снабжения РККА Кулика и др. Но главным "лоббистом" внедрения безоткатных орудий был Тухачевский.
Впервые Тухачевский увидел стрельбу ДРП 29 марта 1928 г. и был впечатлен: "Только вот зачем назад летит струя раскаленных газов — это лишнее". И 9 апреля 1928 г. Тухачевский пишет директиву: "К дальнейшим опытам надо доработать ДРП с тем, чтобы уничтожить демаскирующее действие газовой струи. Срок доработки — 1 августа 1928 г. Поставить вопрос о совмещении зенитной пушки с противотанковой".
Убрать демаскирующую струю можно было, но только это уже была безоткатная система другая с инертной массой, которая испытывалась в 1927 г.
Курчевский все же победил в конкурентной борьбе. В 1932 г. для него создали Особое конструкторское бюро № 1 Артуправления РККА. Выделили завод № 38 в Подлипках под Москвой, ранее выполнявший заказы КБ-2, где работали инженеры фирмы "Рейнметалл".
В 1932 - 1935 гг. на Курчевского работали почти все артиллерийские заводы страны. Завод № 8 в Подлипках, завод им. Фрунзе, Ленинградский металлический завод, завод "Большевик", завод "Красный Путиловец" и др.
В 1931 - 1935 гг. пушки Курчевского составляли от 30 % до 50 % заказов заводам. Но тут конструктор сам вредил предприятиям постоянно менял чертежи, отказывался от пушек запущенных в серию и предлагал новые. Процент брака резко возрастал.
В следующих статьях расскажем о пушках Курчевского для армии, авиации и флота.
Спасибо за прочтение.