История т.н. "исхода" достаточно патетично подается в современной версии:
"После Сталинградской битвы, завершившейся для немцев полным уничтожением и пленением остатков б-й армии фельдмаршала Паулюса, германские войска зимой 1943 года были вынуждены начать отступление с территории всего Северного Кавказа и, в частности, с казачьих земель Дона, Кубани и Терека. Вслед за ними потянулись и многочисленные колонны беженцев, по различным причинам не желавших дожидаться прихода Советской армии. «Десятки тысяч казаков и казачек, — вспоминает один из участников тех трагических событий казак B.C. Дудников, — старых и малых ушли в отступ с Дона, Кубани, Терека и Ставрополья с надеждой на скорое возвращение. Отступали с оружием... Били морды агитаторам. Вели беспощадные бои с местными партизанами. Несли потери, но шли и шли»
"Вели беспощадные бои с местными партизанами". Напрашивается наивный вопрос: А, партизаны-то кто?
Да, были те, кому оставаться было нельзя. Мы с вами остановились на истории "1-го Донского полка" С.В,Павлова. Что представлял собой полк?
" В Новочеркасске ортс-комендатурой собраны для эвакуации остатки местных полицейских частей и МОБИЛИЗОВАННОЕ население. Командиром колонны назначен оберст Павлов с задачей выхода в район Бердянска. В Бердянске располагается штаб генерал-лейтенанта фон Клейста, которому колонна передается для дальнейшего использования".
При "эвакуации" полка исчезли не только документы и списки (якобы офицер уронил документы в полынью в Азовском море при эвакуации), но и крупная сумма денег. Отношения между немецким командованием и вновь возникшей казачьей "элитой" тоже не сложились. Скандалы следовали один за другим. Немецкие офицеры приставленные к казачьим "штабам" не скрывали своего презрения и допускали по отношению к казачьим офицерам "неуставные" выражения. В штабе фон Клейста неоднократно требовали расстрелять и Павлова и Духопельникова за растраты и неповиновение.
Вот вам "1-й донской полк". Поэтому не стоит удивляться, что в районе Матвеева Кургана от "полка" осталось 150 человек (по другим данным 60)? Остались те, кому деваться было некуда. Кто был чем-то "замазан".
Мобилизация, которая по-идее должна была осуществляться добровольно, была отнюдь не добровольной. Специализированный штаб в Таганроге, потом в Бердянске, собирал эти разрозненные "полки", и сливал их в несколько пунктов подготовки и формирования "казачьих войск". Именно поэтому, весной 1943 года начинается резкий рост численности "казачьих" частей.
В 17-й армии, которая продолжала удерживать плацдарм, шло свое формирование казачьих частей. Их готовили в Крыму в 153-й учебной дивизии. Так в 5-м корпусе появляется "5-я пластунская сотня", в 4-м охранном полку (тыл 17-й армии) отдельный конный эскадрон.
Но большая часть беженцев (эвакуируемых) и мобилизованных казаков сосредотачивается на Восточной Украине. Штаб фон Клейста имеет задачу собрать всех воедино, а потом распределить по формируемым частям. Именно тогда 454-й эскадрон разросся в полк. Родились новые формирования, но все это имело и обратную сторону медали.
Помните, ранее,мы с Вами рассматривали многочисленные случаи ухода из казачьих частей к партизанам? Так. вот, это были те самые "добровольцы" 75 казаков не просто так зарубив немцев ушли к партизанам. (но об этом мы уже писали).
Глядя на эту ситуацию, решили всех казаков загнать подальше, и вот с этого момента на сцену выходит феодосийский фербанд фон Панвица, а сам фон Панвиц начинает собирать части для своей новой дивизии.
Казаков отправляли в Генерал-губернаторство. Эвакуированными занималась карантинная станция в Херсоне.
Одновременно с мобилизованными, эвакуировались многие семьи казаков. "Тысячи и тысячи казаков, сотрудничавших во время оккупации с немцами, справедливо опасаясь прихода Красной армии и будущей расплаты за предательство, были вынуждены бежать с родной земли. Конечно, с немцами ушла меньшая часть казачества, — большинству бояться было нечего, они с нетерпением ждали прихода Красной армии".
Сложность заключалась в том, что "исход", для большей части населения, в реальности, был в угоном населения. Кого не удавалось "убедить" атаманам, "эвакуировались" уже под конвоем немецких войск.
Продолжалась работа с пленными Центр в Славуте (переехавший в Шепетовку) продолжал готовить казачьи части из пленных.
Судьба тех семей, которые шли в Крым и на Украину, действительно была трудной, Это одна из иллюстраций того, куда могут завести народ продажные "лидеры" (но это отдельная история).