25 июля 1713 года царь Петр написал указ, в котором гвардии майор Семеновского полка - Михаил Иванович Волконский направлялся в Архангельскую губернию для проведения следственных действий против архангелогородского обер-комиссара Д.А.Соловьева и устюжского комиссара С.М.Акишева. Затем государь дописал в указе, что по своему собственному решению майор может применять пытки против подозреваемых, фактически наделяя офицера особыми полномочиями.
Так появился первый отдельный специализированный следственный орган в России - «следственная канцелярия майора М.И.Волконского».
Все началось с того, что в Сенат поступил доклад от нескольких подьячих, которые при сборе податей в районе Устюга столкнулись со свидетельством массовых злоупотреблений солдат под началом устюжского комиссара Семена Акишева.
В соответствии с показаниями фискалов, он вымогал у населений подведомственного края взятки, и смотрел сквозь пальцы на злодеяния своих подопечных, которые позволяли с себе лишнего с местными жителями. Ну как лишнего, насиловали женщин, пытали и истязали мужиков, если им что-то не нравилось, или не было настроения.
Семена Акишева вызвали в Сенат для объяснений, но ехать он отказался, мотивируя это тем, что он был назначен архангельским обер-комиссаром на свой пост, и Сенату не подчиняется. Когда за ним прислали офицера с драгунами он сумел от них отбиться. А следующему представителю сената по указу Д.А.Соловьева просто отказали в лошадях и солдатах, при предъявлении им подорожной грамоты.
Вот так вот в те времена государственный чиновник мог наплевать на указания из «федерального центра», тогда-то и подключился царь.
Наделив особыми полномочиями майора Волконского он надеялся разрешить эту историю. К моменту создания следственной канцелярии князя, выявились факты и против обер-комиссара Д.А. Соловьева, который проводил госзакупки по завышенным ценам, а разницу складывал себе в карман. Данные обстоятельства выявил вице-губернатор А.А.Курбатов, и 27 июля вдогонку Волконскому полетел еще один указ в котором говорилось о том, чтобы майор не предпринимал никаких следственных действий против Курбатова.
Вскоре комиссар Акишев был заключен в острог, так как основные обвинения против него подтвердились. Но вот дело Соловьева застопорилось.
Проблема в том, что данный чиновник был ставленником самого А.Д.Меньшикова, очевидно майору вскрылась крупная коррупционная схема, и не желая переходить светлейшему князю дорогу, он направил свое расследование против Курбатова. В скором времени отстраненный обер-комиссар Соловьев будет восстановлен на своем месте, а вице-губернатор, инициировавший расследование отправлен в отставку.
Впрочем, против самого Волконского, практически сразу после начала работы его канцелярии в Сенат и государю посыпались доносы о его злоупотреблении служебным положением. В частности, ему вменялось в вину вымогательство взяток с поморов.
В конце концов Петр Первый отозвал Михаила Ивановича в Петербург, где вскоре дело было возбуждено уже против него. В результате расследования, специальная судебная коллегия состоявшая из офицеров Семёновского и Преображенского полков приговорила майора Волконского к смертной казни, а царь подписал приговор.
Такое жесткое решение в отношении Михаила Ивановича было связанно с тем, что он умышленно нарушил прямой приказ своего начальника(запрет Петра на преследование Курбатова) и в соответствии с воинским уставом того периода, за это полагалась смерть.
Кроме того что Волконского расстреляли у него было конфисковано и все его имущество. За казнью наблюдали шесть офицеров, которые в этот же день, по указу Петра, сами возглавят следственные канцелярии и будут заниматься расследованием крупных коррупционных дел.
В последующем обер-комиссар Д.А.Соловьев будет посажен в тюрьму а все его имущество изъято в пользу государства. По мнению некоторых исследователей Меньшиков, который неоднократно счастливо избегал суровых наказаний за свои коррупционные схемы, все же должен был быть казнен, по совокупности вскрытых против него фактов, но внезапная смерть императора сохранила ему и честь и имущество.
Новые следственные канцелярии, созданные по образцу комиссии Волконского, будут с особым рвением заниматься расследованием дел государственных преступников еще и потому, что видели печальный итог недобросовестно проделанной работы М.И.Волконским.
Офицеры данных учреждений больше боялись потерять собственную жизнь и обречь своих родных на нищету, чем перейти дорогу высокопоставленному чиновнику, или согласиться на взятку при проведении следствия.
Сам Петр видимо испытывал какие-то угрызения совести по поводу такого жесткого решения в отношении гвардии-майора и спустя несколько месяцев после казни, вернул матери и вдове Волконского часть недвижимого имущества, конфискованного по приговору.