Как и ожидалось, седьмой пакет антироссийских санкций ввел эмбарго на экспорт всего золота, произведенного в РФ, и снял ограничения с поставок российской сельхозпродукции и удобрений в ЕС. Менее ожидаемо, что новые санкции содержат детальный перечень продукции потенциально, видимо, двойного назначения, запрещенной для экспорта в Россию, включающий в себя позиции от краски для снятия отпечатков пальцев и медицинских субстанций до огромного количества нефтегазового оборудования и деталей для него. И ничего хорошего такие поправки не сулят. Но также он включил в себя еще несколько важных уточнений, «смягчающих» действие введенных санкций.
Были официально разрешены любые банковские операции, необходимые в той или иной мере для покупки, импорта и транспортировки российского природного газа, алюминия, никеля, палладия и железной руды из или через Россию в страны ЕС, Швейцарию и Западные Балканы. Отчасти поэтому, вопреки ожиданиям ряда недружественных европейских стран, «Газпромбанк», через который сейчас идут почти все расчеты за продаваемый Россией газ, под расширенные санкции не попал. «Сбербанк» попал, но не «Газпромбанк». Такая мера фактически отрезала бы Европу от российского голубого топлива. А это сейчас ей нужно меньше всего. Вопрос сокращения газового импорта из РФ для ЕС связан не с переориентацией закупок, а с резким сокращением потребления.
Буквально в канун принятия новых санкций Еврокомиссия (ЕК) предложила новую инициативу, согласно которой страны ЕС должны снизить потребление газа на 15 процентов начиная с 1 августа 2022 года и до 31 марта 2023 года. Стран-участниц ЕС призвали запустить информационные кампании о необходимости экономии газа. Энтузиазм такая идея вызвала, прямо скажем, не у всех членов ЕС. Испания, Португалия, Греция и Италия выразили протест.
Ранее была и еще одна интересная идея выхода из надвигающегося газового кризиса, правда, в несколько другом ключе. Глава ведущей фракции Европарламента - Европейской народной партии (ЕНП) – Манфред Вебер предложил обсудить на следующем саммите ЕС запрет на поставки российского газа и в связи с этим установить справедливое распределение дефицитного топлива среди членов Евросоюза с «принудительной солидарностью» (то есть без права отказа от участия в таком распределении).
«Собрать и поделить» опять же устроило не всех. В первую очередь возмутилась Венгрия, которая смогла лучше других европейских стран подстраховаться от энергетического кризиса и наполнить газовые хранилища. «Венгерские газохранилища останутся в собственности Венгрии. Газ, купленный на деньги венгерских налогоплательщиков и хранящийся в венгерских газохранилищах, будет использоваться в Венгрии. Предложение Вебера чем-то напоминает нам коммунизм», - заявил министр иностранных дел и внешнеэкономических связей Венгрии Петер Сийярто.
Так что по большому счету можно сказать, что вынужденно новая волна санкций опять обходит стороной газ.
Но седьмым пакетом были полностью разрешены и все транзакции, касающиеся покупки российской нефти или нефтепродуктов третьими странами. И хотя в новых санкциях отдельно уточняется запрет прохода судов под российским флагом в порты и шлюзы ЕС (кроме оговоренных целей экспорта), для транспортировки нефти и нефтепродуктов все тем же третьим странам российские суда будут пропускаться. Вообще сама формулировка в принципе позволяет «разгуляться», ведь российская нефть перевозится далеко не только российскими судами. По большей части весь крупнотоннажный наливной морской флот российских компаний ходит под иностранными флагами (исключение - Арктика). Проблема заключалась не в прямом запрете иностранцам возить российскую нефть, а в введенных ограничениях для страхования перевозок российской нефти. Кроме того, проблемы создавали и индивидуальные санкции в отношении «Газпром нефти» и «Роснефти», нефть которых запрещалось перевозить.
Часть европейских компаний-импортеров просто испугалась последствий и добровольно сдала позиции, не вдаваясь в подробности. Правда, другие, напротив, в несколько раз нарастили перевозки из РФ. Так, Греция, добившаяся официальных преференций и являющаяся и так основным российским перевозчиком нефти морем, к июню довела долю в российских морских перевозках нефти до 60 процентов. Дополнительные возможности Россия искала и у неевропейских стран. Буквально «под принятие» седьмого пакета «Bloomberg», отчаянно следящий за всеми нарушениями антироссийских санкций, опубликовал данные о резкой переориентации иранского флота с перевозок собственной нефти на перевозки российской. Тем не менее введенные жесткие запреты сильно усложняли логистику и вынуждали Россию идти на дисконты в продажах. Новый пакет, безусловно, смягчает экспортные ограничения. Просто пока не вполне ясно, до какой степени, так как юридическая сторона вопроса пока не прояснена.
До тех пор, пока уже к седьмому пакету мы не получим дополнительные разъяснения, непонятно, снимаются ли теперь ограничения по страхованию морских нефтяных перевозок из РФ в третьи страны. Как будет работать частичное снятие индивидуальных санкций против «Газпром нефти» и «Роснефти», которые по логике седьмого пакета теперь имеют право экспортировать свою нефть в третьи страны?
Более того, санкционный режим смягчается и для судов, зарегистрированных в РФ, которые смогут перевозить нефтяное сырье в третьи страны с правом захода в порты стран ЕС. Будут ли с них сняты ограничения в области страхования и работы навигационных систем? Сможет ли «Совкомфлот» хотя бы частично восстановить свои позиции перевозчика?
Позиция ЕС во всей этой новой корректировке поправок, как мне кажется, выглядит весьма неоднозначно. Вроде бы уточнения вполне логичны, так как позволяют вывести из-под вынужденного эмбарго не присоединившиеся к санкциям страны и самих европейских «льготников». Но такие допущения, безусловно, усиливают разгерметизацию санкционных ограничений. И, судя по всему, зеленый свет на такую условную либерализацию вынужденно дал Вашингтон, пока не нашедший способ сдерживать рост цен на нефть. Как сообщала на днях заместитель госсекретаря США Виктория Нуланд, «нам необходимо видеть присутствие российской нефти на мировом рынке, в противном случае ее нехватка приведет к новому росту цен». По факту же мы видим европейский вариант легализации параллельного импорта энергоресурсов. И, как мне кажется, новый седьмой пакет, официально призванный убрать все разночтения и лазейки обхода Россией санкций, в действительности решает еще и именно эту задачу.