"Счастливый конец зависит от того, где ты решил остановить историю."
Орсон Уэллс
Многие из нас слышали о такой вещи как проклятья, но нет ни одного более известного в России, чем проклятье Юсуповых.
История происхождения проклятья существует не в одном экземпляре, Зинаида Николаевна, одна из наиболее известных держателей проклятья придерживалась варианта, что когда-то рассказала ей ее покойная бабушка Зинаида Ивановна Нарышкина-Юсупова-де Шаво-де Серр.
Эта версия звучала так: Прародителем рода считается хан Ногайской Орды Юсуф-Мурза, боявшийся, что внутренние распри затронут его детей, он решил отправить их в более безопасное на тот момент место «Сыновья Юсуфа, прибыв в Москву, пожалованы были многими селами и деревнями в Романовской округе, и поселенные там служилые татары и казаки подчинены им. С того времени Россия сделалась отечеством для потомков Юсуфа».
Последний хан Ногайской Орды был прав, еще не успели его сыновья добраться до Москвы, как он уже погиб от рук своего брата. А после того, как в орде узнали о том, что сыновья отказались от мусульманства, колдунья наложила на них родовое проклятье. Согласно которому, из всех рожденных в одном поколении Юсуповых до двадцати шести лет доживать будет лишь один, и продолжится это вплоть до полного изничтожения рода.
В реальности же все было немного не так, царь дал сыновьям Юсуфа в услужения приволжский город Романов, позже ставший называться Романов-Борисоглебск , а после революции переименованный в честь молодого местного революционера Тутаева.
В тоже время как первым из рода Юсуповых сменил религию правнук мятежного Юсуфа ,Абдул мурза ,в крещении- князь Дмитрий Сеюшевич Юсупов.И именно с его крещением и связана семейная легенда о проклятии , нависшим над всем родом князей Юсуповых.
Случилось же это вот как: Абдул принимал у себя в поместье крайне важную персону, текущего патриарха православной церкви и близкого сподвижника царя Иоакима. И к несчастью потомка Юсуфа, это был постный день, о чем Абдул-Мурза не нашел времени узнать, он подал своему гостю Гуся, приготовленного таким необычным образом, что изначально патриарх подумал, что это рыба. Когда же ошибка вскрылась, Патриарх решил, что Абдул сознательно вынудил его нарушить пост, чтобы высмеять их религию и оскорбить самого патриарха, он пообещал пожаловаться царю Федору Алексеевичу. И в это время, испуганный Абдул, чтобы не лишиться расположения царя и патриарха, решил принять православие и крестится.
Конечно это было не поспешное решение, смена веры для Юсуповых давно стала насущным вопросом, ведь их положение было очень близко к царскому, а иная вера вызывала трудности в продвижении политической карьеры.
Но это было не единственным верным решением первого православного Юсупова Дмитрия Сеюшевича, он поддержал в гонке за престол малолетнего царевича Петра Алексеевича, и с тех пор Юсуповы поколениями считались правой рукой правителей империи.
Но смена веры, как считали потомки ногайских ордынцев, принесла и наказание за предательство – знаменитое проклятие, согласно которому лишь один из детей мужского пола в каждом колене рода Юсуповых доживал до 26 лет.
Хотя считалось, что "проклятие Юсуповых" распространяется только на мужчин, в своем поколении Зинаида осталась единственной наследницей, пережив и брата, и сестру.
Благодаря тому, что император разрешил ей оставить в замужестве свою фамилию , конец этой семьи все таки не наступил.
И что удивительно, проклятье действительно сбывалось, по крайней мере с середины 18 века в каждом поколении этого древнего рода оставался всего лишь один наследник, оставшиеся либо умирали в детстве, либо погибали до 26 лет в силу каких-либо обстоятельств.
Но именно это страшное правило позволило этому роду стать настолько богатым, благодаря отсутствию большого количества наследников, и так великое богатство не распылялось, но множилось. Это позволило Юсуповым стать обладателями огромного количества достояний искусства и драгоценностей.
Конечно, есть и научное объяснение страшному родовому проклятью – генетика. Ученые считают, что они были обладателями какого-то генетического дефекта, что приводил к высокой детской смертности. Вероятно именно поэтому, когда род Юсуповых прервался по мужской линии и единственным его наследником оставалась Зинаида Юсупова, она родила двух здоровых сыновей.
Но проклятье все таки обрушилось на это поколение, старший сын Николай был убит на дуэли, не дожив до 26 лет всего полгода.
Конечно, Юсуповы знали о проклятье как минимум с начала 19 века, но при этом вопреки ему все равно заводили нескольких детей. Феликс Юсупов, убийца Григория Распутина, в своих мемуарах писал, что узнал о проклятье еще в далеком детстве и ужасно его боялся, ведь по итогу выживет лишь один из братьев, и возможно боялся не зря, ведь позже злой рок все таки настиг старшего брата, чем укрепил веру в проклятье и страх младшего.
В мемуарах Феликса не сложно было заметить, что он всю жизнь ревновал своего старшего брата к матери, несмотря на то, что внешне он больше на нее походил, он не обладал тем талантом и тягой к искусству, которые имели его брат и мать. Тот, хотя внешне был похож скорее на отца, музицировал, писал картины, а его рассказы однажды отметил сам Лев Николаевич Толстой, указав на явную одаренность автора.
Окончив университет и получил диплом , Николай вернулся домой и его семья заговорила о женитьбе, но как это бывает с любовью, он неожиданно влюбился в девушку уже обрученную с другим. Мария Гейден была помолвлена с графом Мантейфелем. Трагедии было не избежать, молодожены отправились в свадебное путешествие, куда за ними последовал и Николай. Он вызвал графа Арвида Мантейфеля на дуэль, итогом которой стала смерть талантливого писателя. 22 июня 1908 года в имении князя Белосельского на Крестовском острове Санкт-Петербурга граф Мантейфель не промахнулся, а всего через полгода был крайний срок проклятья, ему должно было исполниться двадцать шесть лет.
«Раздирающие крики раздавались из комнаты отца, - спустя годы, вспоминал Феликс Юсупов. - Я вошел и увидел его, очень бледного, перед носилками, где было распростерто тело Николая. Мать, стоявшая перед ним на коленях, казалась лишившейся рассудка. Мы с большим трудом оторвали ее от тела сына и уложили в постель. Немного успокоившись, она позвала меня, но, увидев, приняла за брата. Это была невыносимая сцена. Затем мать впала в прострацию, а когда пришла в себя, то не отпускала меня ни на секунду».
Возможно именно из-за пережитого опыта, Феликс и его потомки больше не имели свыше одного ребенка в поколении, побоялись бросать вызов судьбе.
Матвей Никитин специально для канала"РУССКИЙ ГУРМАН"
на поддержку канала.....