Уильям Крукс в своей жизни много раздумывал. В области спиритуализма он, вероятно, самый значительный. Он не только экспериментировал, но еще много раздумывал над вещами, которые в сверхчувственной жизни получались.
Одной из наиболее интересных проблем является микроскопический человек. Он представляет человека, что тот становится все меньше и меньше, некий род гомункулуса. Наконец, он становится величиной с жучка, который ползает по капустному листу. Этот капустный лист означает для него мир, а края листа для него, как высокие горы. Они ему кажутся выше, чем для обычного человека Гималайские горы.
Также нужно представить человека, который быстро живет, чья длительность жизни только два месяца. Само собой разумеется, для такого человека весь образ мира совсем иной, так как для него все то, что узнает обычный человек за всю жизнь, уплотнено до двух месяцев. Переходов от одного времени года к другому он вообще не знает. Рост цветов явлен ему так, как, когда некто сейчас ставит исследования геологического развития Земли. Солнце светит для него со своего места едва передвигаясь.
Можно также представить человека, который живет очень медленно, жизнь которого длится, к примеру, 80.000 лет. Движение Солнца, которое мы можем точно прослеживать на небосклоне, для такого человека покажется огненным кругом, как будто кусок раскаленного угля проносится и образует замкнутый круг. Для него цветы вырастают и снова исчезают мгновенно, гриб выпрыгивает и исчезает тотчас.
Для эзотерика такие образы интересны на том основании, что он в этом видит, как далеко сегодняшнее экзотерическое мышление может улетать. Из трех душевных сил мышление может не знать чувства меры. Эзотерик этого себе позволить не может. Для такого мышления у него не хватает прочности.
Откуда это приходит? Так как такие образы, как такого микроскопического или быстро живущего человека не лежат в необходимости, закономерности мирового бытия. Совершенно определенно, добрые Боги лучше позаботились о человеческой жизни, чем он сам. Они его создали не микроскопическим, а макроскопическим человеком, ибо он один вставлен в мировое бытие, как это предрасположили.
Конечно, было бы возможно, что господин Уильям Крукс, если бы он на некоторое время захотел смочь стать Богом, создал бы такого микроскопического человека, - добрые Боги такого не сделали, они для этого слабы. А сегодняшний экзотерик силен. Он рисует себе такую мыслительную картину, как с микроскопическим человеком. Он в своем мышлении сильнее чем следующая высшая иерархия, Ангелы, о которых говорят древние сообщения:
"И они укрыли их лики!".
Почему они так сделали? И перед чем? - Перед заблуждениями людей! Человек Богами создан, как мыслящее существо, и все Мироздание так ориентировано, так как именно он должен быть мыслящим существом. Когда же человек верит, что мышление существует для него одного, когда он дает ему улетать, то впадает в заблуждение, и теряет связь с универсальным мышлением, праистоком мышления. Тогда Ангелы скрывают их лики. Как глубоко это религиозное провозвестие охватывает, можно только понимать.
Когда сегодняшний теолог говорит о Библии, то это имеет по отношению к действительности так же мало значения, как, когда учений не знающий китайского, высказывает суждения о священных китайских рукописях по тому, что они по всей видимости, внешне выглядят, как рукописи. Как это не имеет смысла, так не имеет ценности для человечества и современное исследование Библии.
Поэтому антропософские упражнения, содержат мыслительные образы, соответствующие великому мировому плану. И эзотерик отклонит представления о микроскопическом или быстро живущем, или медленно живущем человеке. Они вызовут в нем боль, он ощутит их, как нечто нездоровое, не лежащее в необходимости мирового бытия.
По отношению к микроскопическому человеку он может ощущать нечто похожее на горение. Ему будет жарко. Как будто все устремляется в одну точку. Напротив, при том, что хочет себя распространить во Вселенной, если он, к примеру, человека, который будет жить 80.000 лет, захочет представить, тогда его охватит чувство холода, он замерзнет.
Такое чувство холода можно иметь также по отношению ко многим философам, например, Анаксагора, в меньше мере Эмпедокла, имеется такое чувство. Теория Лейбница, напротив, вызывает чувство приятного тепла. Он, - если выражение правильно понимать, - приятный философ.
Чувство горения, жара имеют также, когда медитируют над точкой. Это как раз хороший пробный камень для эзотерического развития. Если я не утруждаюсь, чтобы представить точку, как она сегодня преподносится школьникам, то это неправильно. Если же эзотерик потрудится, и получит чувство горячего, горящего, то это указание, что он в своем учении продвинулся.
Такой образ, как заимствованный у мирового хода: чаша, наполненная маслом, в которой горит пламя и светит. Чаша стоит крепко, а масло поглощается. Кто в такой образ себя перенесет, обретает благодаря этому истинный образ человеческого существа: чаша является символом твердого физического тела, масло, которое истощается - эфирного тела, огонь, эфирного тела и светящийся свет - "Я" человека.
#антропософия #рудольф штайнер #уильям крукс #гомункулус #эзотерикаисамопознание #философы