Природа и происхождение Ариманических духов. Существа, обуславливающие овеществление чувственного мира, называются ариманическими, их подлинная область находится в царстве минерального. Эти существа господствуют в царстве минералов, раскрывая в нем полностью то, что они суть по своей природе. Что касается высших царств природы, то ариманические существа имеют задачей вызывать в них смерть. Кто ищет Божественное в пространстве, тот не находит его. Что в пространстве возникает как некое образование, есть осуществление внепространственного (действие Духов Формы). Те существа, которые являются Духами Формы, но маскируются в Архаев, в Первосилы, они по своему существу предопределены оставаться во внепространственном. Но они вступают в пространство и действуют в нем, что носит ариманический характер. Благодаря этому в пространстве возникает возможность образования - не непосредственно из внепространственного - пространственного из пространственного же, образование в пространстве одного через другое. Мы, в определенном отношении, являемся образованиями из внепространственного, поскольку мы все разные. Но мы и одинаковы, когда мы, например, кровные родственники. Мы одинаковы в том, что действует в нас как ариманическая сила. Царство Аримана находится в 6-м слое Земли - в "огненной земле". Там - центр его деятельности. Сатану называют духом тьмы, но при этом говорят: тьма - это все же только отрицание света. Свет действителен, но тьма не действительна. Подобным образом мыслят также и духовно. Так, духам, манифестирующим себя в свете, приписывают полную действительность; сатану же, манифестирующего себя во тьме, лишают реальности. Но это так же умно, как если бы физик сказал: холод есть лишь недостаток тепла, он не обладает действительностью... так что не думайте о зиме! - Однако же, несмотря на то, что холод есть лишь отрицание тепла, он все же чувствуется весьма сильно, если недостает тепла. Так и сатана весьма и весьма действителен, хотя и представляет собой лишь отрицание света. Выдающийся из Архаев, который в земном эоне должен был взойти в ранг Эксузиаи, но не смог этого сделать, получил в народном предании название "сатаны". Он представляет собой на Земле силу, которая была уместна на др. Луне и поныне внутренне тесно сплетена с силами др. Луны. Повсюду, где духовное царство хочет стать мировым царством, вмешивается Ариман и захватывает то, что живет как сокровенное, святое и жило также уже в пра-мудрости человечества.
Антропософия
657
подписчиков
Добро пожаловать на канал!…
Значение Рождества в свете духовной науки
К празднику Рождества сегодня у многих людей уже нет другого отношения помимо обычая зажигания огней на Христовой ёлке. Но ведь Христова ёлка – самый юный из символов праздника Рождества. Даже в тех местах, где она появилась раньше всего, она известна лишь около ста лет. Это не древняя языческая традиция, как думают многие.
Насколько молода рождественская елка, настолько же стар предстоящий нам великий праздник человечества. Столь же долго, сколь наряду со всем человеческим чувствовали, предощущали...
Страх Богов Когда Земля начала свое развитие, то существа высших иерархий имели определенные намерения в отношении человека. Они хотели определенным образом управлять земным развитием но Люцифер изменил направление этого развития. Благодаря вмешательству Люцифера, а позднее Аримана, в развитие человечества вошел чуждый для высших Иерархий элемент. Тогда руководство высших Иерархий стало осуществляться так, что оно было поделено ступене-образно, в соответствии с силами, и передано прежде всего низшей Иерархии. И земное развитие велось таким образом, что, хотя высшие существа и были деятельны в высях, но внизу об управлении заботились служащие им существа; оно происходило через Ангелов, Архангелов и Архаев. Затем имел место великий совет богов, приведший к следующим результатам. Там было сказано: поскольку мы были не в состоянии отстранить Люцифера и Аримана от земного развития, то наши служители, Ангелы, Архангелы и Архаи, утратили с определенного момента возможность делать для людей то, что должно было делаться в нашем смысле. И это был тот момент, на который падает Мистерия Голгофы. Им это было большим "страхом" богов, что с того момента Иерархии не могли через своих служителей достаточно заботиться о людях. Этот "страх" богов, становясь все более и более мучительным, продвигался, если можно так выразиться, к небесам. Тогда возникло решение послать вниз Солнечного Бога, пожертвовать Им. И было при этом сказано: отныне Он должен избрать иной удел; вместо того чтобы пребывать в совете богов, Он должен сойти на тот план, где живут человеческие души. Мы жертвуем Солнечным Духом. Доныне Он жил среди нас, в сфере высших Иерархий, теперь через врата Иисуса Он войдет в земную сферу. Таков был совет богов, когда наступила Мистерия Голгофы. Так выглядит дело сверху. был поставлен вопрос: что Мы, боги, должны сделать, чтобы выровнять произошедшее благодаря тому, что мы допустили Люцифера и Аримана в земную эволюцию? Из сказанного можно почувствовать, что Мистерия Голгофы есть нечто иное, чем просто земное дело. - Она есть дело богов, событие божественного мира. Поистине, для богов это было еще более значительным - отдать Христа Земле, чем для людей - возможность воспринимать Христа.
Тайна крови Кровь принадлежит к физическим субстанциям тела, и у обычного человека со смертью она распадается на элементы. Но такого не произошло с кровью, которая излилась из ран Христа Иисуса на Голгофе. Эта часть крови Христа Иисуса эфиризировалась, была воспринята эфирными силами Земли стала эфирной субстанцией. Эта эфирная субстанция засветилась, засияла в эфирном теле Земли - человек ощущает это после смерти - и имеет такой вид, что человек знает: это свежая, зреющая жизнь, которая поведет людей в будущее. И еще, с другой стороны, эф. тело показывает, сколь свежа силами жизнь, пребывающая в нем. Когда тело Иисуса в могиле было взято расщелиной в Земле, возникшей в результате землетрясения, то эф. тело после смерти расширилось, и его было видно как своего рода небосвод, на котором выступило все другое. На этом распростертом эф. теле как основная субстанция выделялось тело, обескровленное тело Христа Иисуса, которое было принято расколовшейся Землей и таким образом перешло в Землю. На выступившей панораме эф. тела оно явилось как оживленное им. И это зрелище дало уверенность: человечество не погибнет, но как духовное содержание Земли будет жить дальше, когда исчезнет физическая Земля. Поскольку Я выражается в крови, то Христос вошел в кровь (Иисуса из Назарета). Христос жил физически в теле его крови. Отсюда проистекает значение крови в Христианстве. Эта космическая, универсальная сила любви, где жила она сначала на Земле? Она пульсировала в крови Иисуса из Назарета. После Голгофы, где кровь была принесена в жертву, она живет эфирно в атмосфере Земли. Этот огонь крови действует на всех людей, кто имеет волю ее воспринять, кто стремится к этому, кто этого ищет. Тело, душа и дух человека должны его воспринять. Когда истекла кровь из ран Христа, Он совершил восшествие в духовный мир, Он явился на Девахане. Это было духовным отражением вверху того, что совершилось внизу, в физическом. Как наша кровь в форме эфира устремляется от сердца вверх, так в земном эфире после Мистерии Голгофы живет эфирная кровь Христа Иисуса. Эф. тело Земли пронизано тем, что стало из крови, пролитой на Голгофе. После Мистерии Голгофы постоянно имеется возможность в поток, идущий от человеческого сердца к голове, ввести действие эфирной крови Христа. Но соединение обоих этих потоков происходит только в том случае, если человек приносит правильное понимание навстречу тому, что содержит Импульс Христа, иначе эти потоки взаимно отталкиваются. Если бы человек всегда сознавал, что смерть есть семя жизни, то он никогда не пришел бы к самостоятельному Я, ибо он остался бы связанным с духовным миром. Но постепенно развитие Я перешло через меру допустимого, в нем чрезмерно возрос эгоизм. В то же время выражением Я является кровь. И в крови, текущей из ран Спасителя, мы видим символ чрезмерного эгоизма в человеческом Я. Если бы кровь не текла на Голгофе, то человек отвердел бы в эгоизме и закрыл себе путь в будущее. Кровь, пролившаяся на Голгофе, есть излишняя кровь человечества, благодаря которой человек должен был впасть в эгоизм‚ если бы не пришла бесконечная любовь не дала этой крови излиться.
Новый Год Как к Новому году растительное сознание проходит через минеральное сознание, так наша душа тысячелетия тому назад проходила через наше астр. тело, через то сознание, которое имеет наше астр. тело. В то время наша душа в ее сознании была единой с астр. телом. Но пойдемте в 6-е тысячелетие до нашего летоисчисления. Как ныне мы имеем Новый год как прохождение друг сквозь друга растительного и минерального сознаний (Земли), так 6 тысячелетий до нашего летоисчисления был великий мировой Новый Год нашей Земли. Наше душевное сознание (тогда) соединилось, прошло через астральное сознание нашего тела. Тогда наше ограниченное человеческое сознание, каким мы его имеем теперь, было столь широким, как растительное сознание на Новый год. Как растение смотрит в небо благодаря тому, что его сознание соединяется с минеральным сознанием, так видел и воспринимал человек широкое поле мудрости тогда, 6 тысяч лет до Р.Х., когда его душа соединилась с астр. телом на мировой Новый год. Если рождение Духовной науки становится в нас святым настроением Рождества, то мы подготавливаем себя для нового мирового Нового Года, который наступит через 12 тысяч лет после древнего мирового Нового Года. 12 месяцев года проходит от одного соединения сознания растений Земли с минеральным сознанием до другого. 12 тысяч лет протекает от одного мирового Нового Года Земли до другого, от одного прохождения человеческой души через астральный мир до другого.
Тайна Солнца Средневековым воззрением осознавалось, что человек является четвертой Иерархией, но на Земле он не нашел своей задачи, поэтому Земля не может занять достойного места в Космосе. Человек пал, и Регент Земли отсутствует на ней. Что же тогда произошло? Собственный Регент Земли отсутствует. И тогда стало необходимо, чтобы Земля руководилась в Космосе ни сама собой, а Солнцем, так что Солнце получило задачу управлять Землей. Человек средневековья смотрел на Солнце и говорил себе; на Солнце присутствует определенная интеллигенция. Она определяет движение Земли в космосе, регулирует также происходящее на самой Земле. Но это должен делать человек. Силы Солнца через человека должны содействовать земному бытию. - И отсюда возникло то значительное представление средневекового человека, которое выразилось в таких словах: Солнце - это неправомерный князь мира сего. Сколь бесконечно для средневекового человека углублялся через подобное представление Импульс Христа. Христос становился Духом, Который не пожелал обрести Свою Задачу на Солнце, не пожелал остаться среди тех, кто хотел извне, неправомерно управлять Землей. Он пожелал найти Свой путь от Солнца на Землю. Так средневековый человек видел в Христе единственное Существо, Которое в космосе взяло на Себя задачу спасти человека на Земле. В уединенных местах Земли существовали школы розенкрейцеров, в которых учили, что Птолемеевская система мира - не заблуждение, ибо Земля имеет в себе силы определять свой путь в Мироздании. Но за грехи человеческие Земля неправомерно перешла в царство Солнца, что и выражает Коперниканская система мира.
Тайна жизни и смерти Почему умер Христос, почему Бог умер в человеческом теле? Бог умер потому, что в мировом развитии возникла необходимость, чтобы Бот мог войти в земного человека, чтобы Бог высших миров мог стать вождем земного развития. Для этого Христос должен был породниться со смертью. Это слово должно бы было глубоко-глубоко быть понято человеческими душами. Смерть Христа на Голгофе показала, что смерть есть победа духа над всем телесным. Смерть есть победа вечного над всем временным. Это составляло миссию Христа, что Он на место фальшивого облика смерти поставил через Свое деяние истинный облик смерти. Христос является прошедшим через смерть Перворожденным из мира Иерархий, которые связаны с земным развитием от др. Сатурна. Восприятие смерти в жизнь - такова тайна Голгофы. Раньше жизнь была известна без смерти, теперь смерть познали как составную часть жизни, как переживание, укрепляющее жизнь. Жизнь была слабой, когда человечество не знало смерти. Человечество должно быть сильнее, когда оно хочет проходить через смерть и тем не менее жить. Смерть в этом отношении означает также интеллект. Чувство жизни было сравнительно слабое, когда люди еще не мучились интеллектом. Греки рассказывают, сколь счастливы были древние, идя к смерти. Они настолько при этом оглушались внутренне. что не замечали, как приближается смерть. В учении Будды отразилось то переживание людьми смерти, каким оно было до пришествия Христа. Чтобы победить иллюзию смерти, ее должен был пережить невинный. И когда Он прошел через смерть, то в человеческую жизнь Он принес силы, которые постепенно создают людям познание истинного облика смерти, т.е. познание того, что смерть, какой она выступает в чувственном мире, никакой истиной не является, а напротив, эта смерть наступает ради жизни в духовном мире, что именно с этой смертью создается основа для жизни в духе. Так через невинную смерть на Голгофе было дано доказательство, которое люди должны постепенно понять: смерть есть всегда живой Отец! Смерть на голгофском кресте есть лишь внешнее событие, а жизнь Христа в эф. теле до смерти является такой же, как и после смерти. Голгофский крест есть знак того, что смерть в действительности есть податель жизни. Как растение вырастает из семени, так и смерть есть не уничтожение, а семя жизни. Христос обвенчался со смертью, которая на Земле стала характерным выражением Духа-Отца. Христос идет к Отцу, обвенчанный с Его выражением, со смертью, и образ смерти становится неистинным, ибо смерть становится семенем нового Солнца в Мироздании. Если мы чувствуем это событие, то мы чувствуем неистинность смерти, мы чувствуем, что смерть на кресте становится семенем, из которого прорастает новое Солнце; тогда мы также приходим к правильному чувству, ощущению того наиважнейшего перелома, произошедшего в развитии человечества. В основе всего творения лежит принцип Отца. Погрузившись в материю, человек утратил за иллюзией внешнего мира видение Принципа Отца. Виной тому - Люцифер-Ариман. Среди прочего мы подпали иллюзии смерти. Но мы должны от нее освободиться и понять: "Смерть есть Отец". Принципом Христа преобразуются описанные Буддой страдания. Преодоление страданий может быть достигнуто не только путем отвращения от жизни, но через преображение души. При взгляде на несение креста, на труп распятого открывается нам загадка прохождения вечной жизни через смерть. Элемент земли (минеральное), который единственно может стать носителем смерти (ибо смерти не было бы без элемента земли), мы должны охарактеризовать как то, что отпало от своего смысла благодаря отрешению (отказу от жертвы).
Развитие Я Центр тяжести развития человечества - это 3 апреля 33 года по Рождеству Христову. В этот момент возник кризис демонического мира, люди стали понимать, что их астральное видение, перед которым являлись только демоны, может подняться выше, к Я, что возникает возможность основать человеческую объедененность на основе свободных душ, не связанных кровным родством. Время, когда Христос явился среди людей, было тем временем, в которое Он как первый в среде человечества своим воплощением явил Я. Оно было со временем, из которого произросло все самосознание, я сознание, все личное. Но Он отдал свое Я миру. Этим Ом указал людям путь к отказу от самостности. Христос Иисус есть живое Слово. Все существа природы соединяются в человеке и образуют в нем Слово. Это есть Я в человеке - Иисус Христос. Человек становится Христом, если внутренне переживает, что весь мир сливается в нем, образует с ним единство. Истинное Имя Христа Иисуса - "Я-Есмь". Кто этого не знает, не понимает и называет Его иначе, тот вообще ничего не знает о Нем. "Я-Есмь" - это Его единственное Имя. Я развилось бы беспорядочно, если бы в греко-латинскую эпоху не наступило четвертое Событие Христа - Мистерия Голгофы. Чтобы мышление могло быть связано с Импульсом Христа, чтобы мышление как таковое не пришло в беспорядок в его действии на Я, для этого произошло четвертое Событие Христа - Мистерия ГолгоФы. Силой люциферического влияния проступило предрасположение к свободному Я. Это должно было быть допущено Богом-Отцом. Но после того, как Я ради свободы было вынуждено увязнуть в материи, вся любовь Сына должна была привести к акту Голгофы. Что мы можем быть освобождены - этим мы обязаны акту божественной любви. Если боги дохристианских времен даровали человеку инстинктивную мудрость, инстинктивное мужество и бесстрашие, то от символа Креста струится любовь, та любовь, которая строится на основе обоюдного интереса человека к человеку.
Преодоление сибиллизма Как важное выражение рождения стоит элемент греческой философии. Но как сопутствующее ей явление встает, с другой стороны, сибиллизм. Сибиллами являлись все те женские существа, которые иначе, чем Пифия, которая Аполлоном была гармонизирована в своей душевной жизни, давали беспорядочно действовать в себе откровениям в мышлении, чувствовании и велении. Через эти сибиллины откровения, которые просуществовали с дохристианского столетия до средних веков, часто струились величайшие истины, но струились беспорядочно, пронизанные всяческим удивительным вздором. В сибиллизме особенно выражается то, как рождение я-сознания стремилось действовать беспорядочно, как через люциферическое и ариманическое влияние стремилось к выработке себя столь же беспорядочно, как 12 чувств в Лемурийскую эпоху без Событий Христа (до Голгофы). Так в послеатлантическую эпоху могло бы беспорядочно выступить Я, если бы не наступила Мистерия Голгофы. Если бы не было философии, не было бы Голгофы, и в человечестве возобладал бы сибиллин элемент, ставший совершенно хаотическим в ходе времени. Кто сделал так, что этого не произошло, что эта сила, которую мы можем видеть живущей в сибиллах например, изображенных Микельанджело в Сикстинской капелле, ослабела? Это сделал Христос, излившийся через Мистерию Голгофы в ауру Земли и разрушивший в человеческой душе силу сибилл, убравший прочь сибиллину силу. Мы должны приподнять завесу, на которой нам показано распространение Христианства на физическом плане. Мы должны заглянуть за физический план и увидеть духовную тайну того, как из душ изгоняется то, что в противном случае со все большей и большей силой должно бы было возрастать в своем хаотическом характере. Через это метафизическое деяние Христом было совершено для человечества бесконечно значительное. Но кто хоть в малой степени мог понимать это деяние? Те, кто был одарен определенной инспирацией, или откровением из духовного мира: написавшие Евангелия и Павел. В действиях ветра, погоды можно ощущать духа природы. Захваченными этим духом низшего рода, но который нес в себе силу, тяготевшую к явлению Христа, были сибиллы. Пророки боролись с этим духом, предсказание высочайших вещей жило в их полном сознании (они были) захвачены космическим духом. Смысл пророчеств - воспламенить нашу волю для деятельности в будущем.
Голгофа и погребение Христос не был мировым учителем, а Тем, Кто как духовное Существо нечто совершил, излился в земную ауру, чтобы жить среди людей. За час до смерти на Голгофе можно наблюдать тьму, простирающуюся над землей, которая на ясновидческий взгляд производит впечатление солнечного затмения; но, может быть, этот эффект был создан облаками. Затем можно наблюдать, как во время смерти на кресте Импульс Христа, проходя через тьму, соединяется с аурой Земли. Затем возникает то великое, потрясающее впечатление, как это Существо, жившее в теле Иисуса, изливается в духовно-душевную ауру Земли, так что души людей с тех пор оказываются как бы вотканы в нее. После того, как тело Христа Иисуса было положено в могилу, действительно произошло нечто такое, благодаря чему вещи в конце концов пришли в то состояние, которое описано столь удивительно точно в Ев. от Иоанна: гробница была пуста, а вокруг лежали пелены. Так это и было. Это показывает нам Пятое Евангелие. Все случилось так потому, что произошло волнообразное землетрясение, и в земле возникла трещина. В эту трещину упал труп Иисуса Христа, и трещина вновь сомкнулась. А волнообразными движениями земли, вихрем, который при этом поднялся, пелены свились так, как это описано в Ев. от Иоанна. Получаешь величественное, идущее до сердца впечатление, когда через Пятое Евангелие узнаешь эти вещи, а затем находишь им подтверждение в Ев. от Иоанна». Отречение Петра Он отрекался от Христа, но не но причине морального дефекта, а потому, что ходил как бы во сне. В этот момент перед его сознанием не стояла фактическая связь со Христом. Его спросили: принадлежишь ли ты ко Христу Иисусу? - Но в тот момент он не знал этого, ибо его эф. тело прошло через большие изменения. Он постоянно переживал странствие с Воскресшим. И то, что вызывал в его душе Воскресший, глубоко проникало в нее, но сознательно лишь в Пятидесятницу он впервые смог оглянуться на прошедшее. Земной Девахан Человеческая душа идет от Земли в духовный мир, Христос из духовного мира сходит в земную сферу, соединяется с Землей, чтобы перейти в земную ауру путем великой жертвы. Это переход Христа с Девахана. И теперь в земной ауре Христос живет как в Самим Им избранном Девахане. Это Его Девахан.
Иисус у ессеев Ему было около 24-х лет, когда он вернулся домой. Это было примерно в то время, когда умер его отец, и он теперь жил с семьей, с приемной матерью в Назарете. В ордене (ессеев) были различные ступени. Высшая ступень была особенно тайной. Достичь ее было чрезвычайно трудно. Между 24-м и 30-м годом он был настолько знаком с ессеями, что можно сказать: многое из того, что он пережил и обсудил с ними, было глубочайшими их тайнами, и он их изучил. Однажды, покинув собрание ессеев, Иисус имел значительное переживание. Когда он вышел из ворот уединенного жилища ессеев, то увидел, как от обеих сторон ворот убегают два образа, и он почувствовал, что это были Люцифер и Ариман. И потом часто это видение повторялось. У ессеев был обычай не входить в расписанные ворота. И поскольку орден был многочисленным, то повсюду он имел свои дома, в Иерусалиме одни ворота были оставлены для ессеев без росписи. Во всей системе ессейского учения о совершенствовании было одно правило: не изображать в образах ни легенды, ни мифы, ни религиозные представления. Этим они хотели избегнуть люциферического образо-импульса. Иисус, встречая во время странствий нерасписанные ворота ессеев, всегда имел переживание убегающих Люцифера и Аримана. Конечно, эти люди вновь достигают связи с духовными силами. Но какой ценой? - так думал Иисус. Ессеи ведут жизнь, которую не могут вести другие люди. Ибо, если бы все люди вели такую жизнь, то жизнь ессеев стала бы невозможной. И бременем на его душу легло понимание того, куда убегают Ариман и Люцифер от ворот ессеев. - Они убегают туда, где пребывают души других людей! Для возвышения общины ессеев другие должны тем глубже падать!. В общине ессеев Иисус однажды имел духовный разговор с душой Будды. Иисус увидел себя стоящим‚ напротив Будды и воспринял, как Будда говорил: на пути, который я дал человечеству, всем людям не прийти к связи с божественно-духовным миром; ибо я основал учение, которое, чтобы быть понятым и пережитым в своих высших частях, требует такого же отделения, обособления, которое содержится и в этом учении ессеев. Ибо что делали бы ученики Будды, собирая с жертвенной чашей подаяние, если бы не было людей, способных дать им милостыню?
Крещение и искушения Всеобъемлющее, универсальное Существо Христа могло только при невыразимых страданиях соединиться с телом Иисуса из Назарета. Эти страдания длились три года. Когда видишь такое, поистине трудно быть сентиментальным. Едва ли существует впечатление, которое можно сравнить со страданиями при соединении Существа Христа с телесностью Иисуса из Назарета. И человек узнает, как должен страдать Бог, чтобы омолодить постаревшее человечество, чтобы человек стал способным принять свое Я в полное владение. После крещения в Иордане Христос пережил искушение. Вначале перед Христом предстало существо, которое было Ему уже знакомо, ибо Он видел его, когда встретился с отчаявшимся и благодаря тому пережил его как Люцифера. Это очень значительная взаимосвязь. При второй атаке Люцифер пришел вновь, но с ним было существо, которое уже вставало между Иисусом из Назарета и прокаженным, поэтому Он почувствовал его как Аримана. Вначале Существо Христа в теле Иисуса из Назарета встретило в пустыне Люцифера, Люцифера, каким он господствует и действует, каким он подходит к людям, когда они переоценивают себя, имеют мало смирения и самопознания. Выступать в фальшивом высокомерии, в самовозвеличении людей - этого хочет Люцифер! Теперь Люцифер подступил к Христу Иисусу и сказал примерно те слова, что стоят в Евангелии: взгляни на меня! Другие царства, в которые внедрен человек, основаны древними богами, духами, и они стары. Я хочу основать новое царство. Я хочу дать Тебе все, что есть прекрасного и величественного в старых царствах, если Ты вступишь в мое царство. Но Ты должен отказаться от других богов и признать меня! - И всю красоту люциферического царства описал Люцифер, все, что говорит к человеческой душе, когда она хоть немного высокомерна. Но Существо Христа пришло из духовных миров. Оно знало, кто есть Люцифер и как нужно относиться к нему, душе, которая не хочет быть искушенной им на Земле. Оно не знало искушений Люцифера, но Оно знало, как следует служить богам, и Оно было достаточно сильным, Существо Христа, чтобы отклонить Люцифера. Тогда Люцифер предпринял новую атаку и взял с собой в поддержку Аримана. И оба обратились ко Христу. Один возбуждал высокомерие, это был Люцифер, другой взывал к Его страху, это был Ариман, И один из них при этом сказал: через мою духовность, через то, что я могу Тебе дать, если Ты меня признаешь, Ты не будешь нуждаться в том, в чем нуждаешься, поскольку Ты как Христос вступил в человеческое тело. Это тело подчиняет Тебя себе. Ты должен признать закон тяжести. Я могу столкнуть Тебя вниз, и человеческое тело помешает Тебе преступить закон тяжести. Если же Ты меня признаешь, я устраню последствия падения и с Тобой ничего не произойдет! - Ариман сказал: я уберегу Тебя от страха перед падением вниз! - И так оба подступали к Нему. Но оба в своем напоре как бы удерживали весы в равновесии, и Он мог им противостоять. Он нашел силу, которую человек должен найти на Земле, чтобы возвыситься над Люцифером и Ариманом. Тогда заговорил Ариман: Люцифер, ты мне не нужен, ты только мешаешь мне, ты не увеличиваешь, а уменьшаешь мою силу. - И Ариман отослал Люцифера прочь и предпринял последнюю атаку как Ариман, один. Он сказал то, что находится в Ев. от Матфея: сделай минералы хлебом! Сделай камни хлебом, если Ты хочешь хвалиться божественной силой! - Существо Христа ответило: не хлебом единым жив человек, но и тем, что как духовное из духа исходит. - Об этом Существо Христа знало очень хорошо, ибо Оно ведь только что изошло из духовных миров. Тогда Ариман сказал: Ты, может быть, и прав. Но несмотря на то, что Ты прав, мне не возбраняется определенным образом удерживать Тебя. Ты знаешь только то, что делает Дух, Который сходит из высей. Здесь, внизу, в человеческом мире, люди совсем другие; им действительно приходится превращать камни в хлеб, они не могут питаться одним духом. - В этот момент Ариман говорил Христу о том, что можно было знать только на Земле, но чего Бог, впервые ступивший на Землю, не мог еще знать.