Найти тему
PriArT

Таинственные существа Одилона Редона

Оглавление

Шар-глаз, Плачущий паук, Человек-кактус, Циклоп. Это не список персонажей из какого-то фильма ужасов. Это существа, созданные бесконечно творческим умом Одилона Редона - индивидуалиста, который верил в превосходство воображения над наблюдением за природой. Темное царство его призрачных миров, таинственных существ запомнится вам надолго.

Редон начал рисовать в детстве. Он хотел стать художником, но не смог сдать вступительные экзамены в Парижскую школу изящных искусств, хотя в 1864 году он недолго изучал там живопись под руководством Жана-Леона Жерома. Вернувшись домой в свой родной Бордо, он занялся скульптурой, а Родольф Бреден обучил его офорту и литографии. Его творческая карьера была прервана в 1870 году, когда он вступил в армию для участия во франко-прусской войне. В конце войны Редон переехал в Париж, работая почти исключительно углем и литографией. Там, в Париже, он начал создавать свои фантастические работы, выполненные в оттенках черного, известных как Noirs, что по-французски означает “черные". Увлечение Редона таинственными существами сопровождалось его влечением к миру фантома, а также бессонница, болезненные сны. Для такого рода сюжетов выбор художником инструментов и техник был естественным.

В первые годы творческой деятельности этого художника-символиста, гравера, его работы были описаны как "синтез кошмаров и снов".

Картины, действительно, полны темных, фантастических фигур из ночных кошмаров или искаженного воображения, как бы вы это ни называли. Редон создавал воображаемые и сверхъестественные сцены.

"Моя оригинальность заключается в том, чтобы воплощать в жизнь… невероятных существ и заставить их жить по законам вероятности, поставив – насколько это возможно - логику Видимого на службу Невидимому".

"Мои рисунки вдохновляют, а не определяют сами себя. Они ничего не определяют. Они, как и музыка, помещают нас в неоднозначный мир неопределенного".

Редон находился под влиянием поэзии Шарля Бодлера и Стефана Малларме и восхищался художниками Гюставом Моро и Гюстовом Климтом.

Ниже вы найдете небольшую галерею жутких существ от Одилона Редона. Наслаждайтесь!

1. "Улыбающийся паук"

Одилон Редон, "Улыбающийся паук", 1881, Фонд Бейелера, Базель, Швейцария.
Одилон Редон, "Улыбающийся паук", 1881, Фонд Бейелера, Базель, Швейцария.

2. "Циклоп"

Одилон Редон, "Циклоп", 1898, Музей Креллер-Мюллер, Оттерло, Нидерланды.
Одилон Редон, "Циклоп", 1898, Музей Креллер-Мюллер, Оттерло, Нидерланды.

3. "Видение"

Одилон Редон, "Видение", около 1883 года, Музей Орсе, Париж, Франция.
Одилон Редон, "Видение", около 1883 года, Музей Орсе, Париж, Франция.

В его работах глаз часто является все контролирующим, независимым существом, символом человеческой души и таинственного, неизвестного внутреннего мира

4. "Человек-кактус"

Одилон Редон, "Человек-кактус", 1881 год.
Одилон Редон, "Человек-кактус", 1881 год.

В "Человеке-кактусе" из цветочного горшка появляется голова мужчины. Шипы покрывают его кожу и голову, изображение напоминает терновый венец Христа или других подобных мучеников. Ваза украшена изображением амазонки, убивающей мужчину.

5. "Дух-хранитель вод"

Одилон Редон, "Дух-хранитель вод", 1878, Чикагский художественный институт, Иллинойс, США.
Одилон Редон, "Дух-хранитель вод", 1878, Чикагский художественный институт, Иллинойс, США.

6. "Плачущий паук"

Одилон Редон, "Плачущий паук", 1881 год.
Одилон Редон, "Плачущий паук", 1881 год.

Редон также увлекался естественными науками и, благодаря поддержке своего друга, ботаника Армана Клаво, изучал анатомию, остеологию и микроскопическую жизнь. Он также часто посещал Парижский музей естественной истории, в котором были представлены экспонаты с биологическими аномалиями, и посещал лекции в медицинской школе. Действительно, многие из его "монстров" были основаны на наблюдениях, но были преобразованы воображением художника.

7. "Глаз-шар"

Одилон Редон, "Глаз - шар", 1878, Музей современного искусства, Нью-Йорк, США.
Одилон Редон, "Глаз - шар", 1878, Музей современного искусства, Нью-Йорк, США.

8. "Куб"

Одилон Редон, "Куб", 1880 год.
Одилон Редон, "Куб", 1880 год.

9. "Дух леса" (Призрак из гигантского дерева)

Одилон Редон, "Дух леса",1880 год.
Одилон Редон, "Дух леса",1880 год.

10 "Смерть на коне"

Одилон Редон, "Смерть на коне", 1899/1899, Государственный музей, Амстердам
Одилон Редон, "Смерть на коне", 1899/1899, Государственный музей, Амстердам

Редон стал знаменитой фигурой в Париже конца XIX века, им восхищались художники и писатели символистского движения, с которыми он разделял энтузиазм по поводу фантастических, мистических и возвышенных сил, скрытых под поверхностью повседневной жизни. Позже Редон начал рисовать в цвете, используя абстрактные узоры и декоративные ансамбли. Но ему всегда не хватало фантастических миров и существ. Когда его спросили в интервью о его любимых художественных сюжетах, Редон ответил: "Мои монстры. Я считаю, что именно там я оставил свою самую личную заметку".