Кожедуб, Покрышкин, Гулаев - эти фамилии асов у всех на слуху. А вот имя Василия Меркушева слышали не все. И очень зря, по его истории можно фильмы снимать!
Свою военную деятельность Меркушев начал уже с 3 дня войны. Сначала старшим политруком 247 истребительного полка. Выбравшись из первого немецкого плена, в 1943 начал командовать 270 истребительным авиаполком. И это все не прошло бесследно. Этом же году он получил звание Героя Советского Союза.
Звание кому попало не дают. Уже к августу 43 у него на счету было 264 боевых вылета и несколько сбитых самолетов противника, среди них даже 2 мессершмитта. Но к лету 44, когда счетчик хорошо перевалил за 300, случился тот самый роковой вылет.
Все начиналось как в книге - ничто не предвещало беды. Меркушев уверенно вел звено истребителей над полями Румынии. Но вражеские зенитчики не дремали и боевой командир был подбит попаданием в мотор. Вспыхнул пожар, который быстро перекинулся на кабину, из-за разлитого бензина. Меркушев горел живьем. Но смог выпрыгнуть вместе с парашютом из самолета.
На земле его, конечно же, ждали. Ожоги пришлось лечить долгие 40 дней в госпитале для военнопленных. Лишь после выздоровления был вызван в Германию на допрос. Там за него крепко взялся генерал Власов - один из главных предателей нашей страны. Власов открыто предлагал перейти на сторону немцев и вступить в РОА. Но Меркушев отказался.
Немцы, как им свойственно, не стали терпеть отказа и приговорили летчика к смерти. Для этого он был переведен в концлагерь у города Вайден, там приговор и должен был вступить в силу. Но этому не суждено было сбыться.
Ему помог пленный врач Черкизов, который сфальсифицировал смерть Меркушева и выписал ложное заключение. Самого летчика, позже, переодели в чужую форму и он стал жить под другим номером и именем. Даже специально перевели в другой барак, чтобы не вызывать подозрений.
Так до 22 апреля 45-го Меркушев и выжил. В этот день американские войска вошли в Вайден и освободили всех узников концлагеря. Летчик подал рапорт на продолжение службы. Конец войны он встретил в центре переподготовки и до 1949 года служил в ВВС на Дальнем Востоке.
Буквально за пару месяцев до этого, на стол в Москве легла шифрограмма от союзников. В ходе допроса от июня 1944 года под номером 322, было выявлено: что гражданин Меркушев подробно рассказал о службе, расположении войск, составе полка и боевых качествах летательных машин.
После ареста Василий Афанасьевич не отрицал своей вины и во всем сознался. Он осознанно предоставил информацию немцам. Те при обыске отобрали его записную книжку, с аналогичными данными. Но из-за госпиталя, где он провел полтора месяца, эти данные устарели. Но от приговора это не спасло. Летчику дали 10 лет колонии.
Писал он Ворошилову. Да и Сталину были отправлены подобные письма. Но они оставались без ответа. Вышел Меркушев в 1954 году по амнистии. Ему вернули все награды, восстановили в звании подполковника. Но реабилитации при жизни он так и не получил.
Спустя 28 лет после смерти Главной военной прокуратурой по делу Р-428 от 23 октября 2002 года было принято решение о полной реабилитации В.А. Меркушева, Героя Советского Союза.