Найти тему

Проверка "вставь слово" – верный путь к ошибке

Заполняя анкету на консультации, 9 из 10 родителей учеников пишут это слово с одинаковой ошибкой: "не внимательный". Я наблюдаю это уже 30 лет, так что обвинить ЕГЭ, из которого сделали козла отпущения за все огрехи правописания у населения, не выйдет. У этой массовой типичной ошибки две причины. Первая: ошибки на границах слов ("слитно-раздельно") всегда идут в пользу пробелов. Вторая: ложная неправильная "проверка" путем подстановки слова: "не (очень) внимательный". "А нас учили так проверять" – это ошибочное суждение и коллективное заблуждение. Так не учили никого. Учили (когда-то давно, в 1 классе) похожему, но другому, а именно вставлять слово между предлогом и существительным: "в (синюю) чашку", чтобы несмышленый первоклассник вдруг не написал "вчашку". Взрослому человеку такая проверка уже давно не нужна, ошибка исключена – рука пишет сама. Но в воспоминаниях о прошлом произошла аберрация (искажение).

Одно дело предлоги – все эти "на, с, из, в" и т.п. А другое дело – «не». Это не предлог! Это частица. Так что для "проверки" слово вставлять нельзя. А кто вставил, тот гарантированно ошибся. Такие, с позволения сказать, проверки (а также и любые другие) строго запрещаются. Надо не рассуждать и не проверять, а всегда писать только слитно все те слова, что не имеют отношения к действиям. Потому что именно умение писать слитно и избегать ненужных пробелов – главный показатель грамотного письма. Ошибки возникают отнюдь не в глаголах с «не», где пробел рука ставит сама ("не дам, не выспался"), а именно там, где не вполне ясно, как надо писать: "школа (не)далеко, (не)выгодная сделка, день (не)жаркий". Во всех таких случаях неуверенный, малограмотный или "невнимательный" ученик (то есть дисграфик) пишет с пробелами всегда. Это системная диагностическая ошибка, так называемый "привычный вывих". Чтобы его вправить, надо знать, что при письме решает слитность, действовать быстро, без раздумий и ненужных проверок. Для этого на наших занятиях практикуется тренинг "битва титанов" на скорость принятия решений и быстрый выбор: выходят двое, из вариантов, которые им читают, быстро выбирают нужный свой, пишут его, куда надо (без ошибок!), затем цели и задачи меняются. Победил тот, кто ошибся меньше раз. В это время группа делает сразу оба варианта. Такой "мозговой шторм" проводится по каждой теме и у учащихся идет на ура: они его с нетерпением ждут и рвутся к доске. К итоговой работе, на 9 день обучения, искореняются не только самые главные массовые ошибки, но и их причины: типичные заблуждения, неуверенность, сомнения, "невнимательность". В нашем обучении нет ни единого грамматического правила. При письме решают не "знания", а умение: скорость, слух и алгоритм действий.

Наталья Романова, автор книги "Идеальная грамотность без правил и словарей"
Наталья Романова, автор книги "Идеальная грамотность без правил и словарей"