За годы Великой Отечественной войны было совершенно огромное количество подвигов, а страна узнала имена сотен героев, многие из которых пожертвовали своей жизнью. Большинство героических поступков совершались простыми солдатами, среди них, на ум сразу приходят Александр Матросов, Николай Гастелло и Зоя Космодемьянская. Но мало кто помнит про подвиги генералов. Однако есть немало свидетельств личного участия в боях генералов. Один из них генерал-майор Журба, вернулся в котёл за своими бойцами летом 1941 года.
От рядового до генерал-майора
Александр Афанасьевич Журба родился 16 марта 1898 года в городе Верный, Туркестанского края. Сейчас этот город называется Алма-Ата, но тогда население преимущественно состояло из русских переселенцев. Семья жила достаточно бедно, а после смерти отца в 1905 году, матери пришлось одной кормить шестерых детей. В 1912 году Александр окончил церковно-приходскую школу и поступил в Ташкентское училище. Параллельно с учёбой он подрабатывал в подмастерьях у кузнеца и на хлопчатобумажном заводе. В апреле 1917 года, уже после революции, был призван в армию и направлен в школу прапорщиков, которая находилась в Ташкенте. На фронт ему попасть было не суждено.
В сентябре Журба окончил школу и был уволен в звании прапорщика. Юноша вернулся в родной Верный, где получил от советской власти 2 десятины земли и скот. Вскоре Журба добровольно вступил в отряд Красной Гвардии и был назначен командиром взвода. Он участвует в боях против местных националистов, банд мародёров и против антикоммунистически настроенных казаков. В феврале 1919 года Журба вступает в Красную Армию и начинает службу во 2-м Верненском полку 3-й Туркестанской стрелковой дивизии. Красноармеец отличался своей храбростью и одним из первых вступал в бой, даже против численно превосходящего противника. В декабре стал командиром одного из батальонов, а в июне 1920 года был направлен на учёбу. В 1921 году окончил Высшую школу командного состава РККА и вернулся в Туркестан, где возглавил батальон.
Продолжал службу в этом неспокойном крае, где то и время приходилось сражаться с басмачами. В 1927 году был переведён командиром батальона в Рязанскую пехотную школу. С 1932 года - начальник учебного центра комсостава 10-го стрелкового корпуса, который был преобразован в курсы усовершенствования комсостава. В декабре 1937 года майора Журбу назначили командиром 147-го стрелкового полка в Ленинградском военном округе. 16 августа 1938 года был повышен до полковника и назначен помощником командира 1-го стрелкового корпуса. В составе корпуса участвовал в Зимней войне, за успешные действия в которой, получил звание комбрига. 4 июня 1940 года был переаттестован в генерал-майора, а спустя два месяца назначен командиром 14-й стрелковой дивизии.
Подвиг на поле боя
Перед началом Великой Отечественной войны 14-я дивизия была расквартирована на Кольском полуострове. Ночью 22 июня 1941 года части дивизии были подняты по тревоге и переброшены на границу с Финляндией. После начала войны бойцам запрещалось переходить границу во избежании провокации, приказ остался в силе и после объявления войны Финляндией Советскому Союзу 25 июня. Дивизия строила оборонительные сооружения и занимала полосу обороны протяжённостью 300 км от острова Кильдин до мыса Святой нос(рядом с Баренцевым морем) . 29 июня немецкий корпус "Норвегия" совместно с финской армией начал наступление. Их поддерживали более 120 бомбардировщиков. Самый сильный удар пришёлся по 95-му полку, который изо всех сил сдерживал врага, но вскоре, понеся большие потери, отступил. Более того, немцы разбили 325-й полк, который пришёл на выручку товарищам.
В первый же день немецкого наступления 29 июня, до генерала Журбы дошли вести о катастрофическом положении 95-го полка. Он лично выехал в часть, дабы оценить ситуацию и управлять полком на месте. Немцы настолько быстро продвигались, что вскоре автоматная очередь была вблизи штаба Журбы. Генерал схватил оружие и повёл подконтрольные войска в бой. В этой битве он был ранен и с несколькими сотнями бойцов попал в окружение. Благодаря своей смелости и быстрой реакции, Журба принял решение идти на прорыв. Во второй половине дня, он с оружием в руках сумел вывести большую часть солдат из окружения. После выхода к своим Александр Афанасьевич пропал без вести.
Летом 1976 года захоронение генерала было обнаружено недалеко от места боя. Оказалось, что после выхода из окружения, генерал с выжившими бойцами направлялся в расположение соседнего полка, но, узнав о том, что неподалёку немцы создали новый котёл, Журба отправился к ним на помощь. Вероятнее всего, ему удалось проникнуть к окружённым бойцам, но выйти второй раз генерал-майору было не суждено. Официальной датой его гибели стали считать 30 июня 1941 года.