Найти тему
News 2035

Как готовят специалистов по развитию стартапов: кейс интенсива "Архипелаг 2022"

Оглавление

В рамках интенсива "Архипелаг 2022" с 5 по 20 июля в онлайн-формате проходит подготовительный курс для 1000 трекеров. Задача трекера — консультирование команд по вопросам развития проекта, диагностика слабых мест проекта и направление команды в поисках эффективных решений выявленных проблем. Участники, которые пройдут программу, получат статус "Трекер НТИ" и будут рекомендованы для работы в сети из 150 университетских акселераторов, которые будут запущены в этом году в рамках федерального проекта "Платформа университетского технологического предпринимательства".

Подробнее о курсе и отзывы его участников — в нашем материале.

Интенсив "Архипелаг 2022", Севастополь
Интенсив "Архипелаг 2022", Севастополь

Ключевые задачи

Создание и развитие технологического бизнеса, стартапа — сложный вид деятельности, требующий от предпринимателя нескольких видов компетенций — продуктовых, управленческих и предпринимательских навыков.

Трекер — специалист по кратному росту стартапа. Это эксперт с опытом создания своих стартапов или работы в стартапах или инновационных подразделениях корпораций, который помогает основателю и команде стартапа увидеть ограничения в их идее/бизнес-модели или ее отдельных элементах, препятствующие развитию и масштабированию продукта.

Максим Гашков, преподаватель курса, создатель корпоративного акселератора MTS Startup Garage:

"На «Архипелаге 2022» проходит обучение 1000 трекеров. Его проводит команда, создавшая корпоративный акселеатор MTS Startup Garage, — одну из лучших в России практик корпоративного предпринимательства. Уникальность программы в самой задаче — никто никогда не проводил такого массового обучения. Курс вводный, мы даем представление о профессии трекера, основных инструментах и методологиях работы, а также даем обучающимся основные понятия продуктовых инструментов и фреймворков, чтобы они понимали предметную область и терминологию современного предпринимательства, с которой будут работать в качестве трекера. Все лекторы являются действующими трекерами, работавшими с сотнями корпоративных стартапов и стартапов с внешнего рынка, а также наставниками трекеров".

По его словам, ученики курса имеют разное образование и опыт работы. Кто-то обладает опытом предпринимательства, консультационной деятельности, кто-то уже сейчас планирует использовать получаемые знания в своей профессиональной деятельности.

Открытие интенсива "Архипелаг 2022"
Открытие интенсива "Архипелаг 2022"

"Трекеры помогают пройти путь запуска, развития или масштабирования продукта, который, обычно, занимает один год, за три месяца в режиме акселерации. Сейчас корпоративный опыт переносится на студенческие проекты. Развитие студенческого технологического предпринимательства — сложная задача, в которой трекерам отводится важная роль — помочь студентам попробовать себя в роли предпринимателя, получить первые навыки и первые ошибки, не потерять веру в себя и свою идею или, наоборот, быстро отказаться от неподтвержденных рынком гипотез и выдвинуть следующие. Для этого помимо владения продуктовой методологией и трекерскими инструментами трекер, должен сам быть готов к постоянным изменениям, обладать открытостью к новому, эмпатией, коммуникабельностью и готовностью идти на риск", — подчеркнул Гашков.

"Прошедшие успешно программу участники получат статус «Трекер НТИ». Также они будут рекомендованы для работы в сети из 150 университетских акселераторов, которые стартуют в этом году в рамках федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства", — рассказал руководитель Центра по развитию команд Университета 2035 Станислав Триерс.

"Выцепить" ключевые принципы

Елена Мардаровская — одна из учениц курса. Она работает в Технопарке универсальных педагогических компетенций Тульского государственного педагогического университета имени Л.Н. Толстого. В настоящее время Университет находится на этапе реализации программы поддержки предпринимательской активности студентов и запуска акселерационной деятельности: курсы проектной деятельности, хакатон, акселератор, возможность защитить диплом в формате стартапа.

Елена Мардаровская, участница курса:

"Нам требуются позиции сопровождающих, поэтому меня и привлек курс трекеров. Кроме того, он очень откликается и синхронизируется с моим профессиональным опытом, потому что я работала тьютором — позиция сопровождающая студентов, которые обучаются по ИОТ. Поэтому сошлись все звезды. Год назад у меня был «заход» в тему трекерства, я подавала заявку на обучение и стажировку трекеров в одну из организаций, но тогда меня на программу не отобрали. А ощущение того, что это мне подходит, не отпускало. Когда от коллеги, которая работает с НТИ, узнала о курсе для трекеров в рамках «Архипелага», сразу же отправила заявку".

Елена отметила, что на первых занятиях в рамках курса ее особенно заинтересовала тема кастдева, построение схемы интервьюирования целевой или потенциальной целевой аудитории.

"В нашем коллективе есть стартапер, и я хочу помочь с этим пластом работ. Точнее, хотя бы попробовать. Очень полезной для общей картины была вводная лекция. Она помогла «выцепить» ключевые принципы, установки, цели и задачи трекера. Еще хочется пересмотреть и подробнее разобраться с темой построения и проверки гипотез, потому что тема актуальная, но пришлось выпасть в этот день из-за работы", — отметила она.

По словам Елены, безусловный плюс курса заключается еще и в его онлайн-формате, удобстве платформы курса, на которой собраны все необходимые для обучения материалы и тесты, а также в информационном сопровождении программы.

"Любая «новая» позиция появляется, на мой взгляд, в деятельности, поэтому я бы начинала осваивать функционал трекера только, когда это вам действительно необходимо в текущей работе, или если осваиваете новую профессиональную деятельность. И, конечно, начинать стоит, если вам близки ценности и установки трекера. Например, ненасильственное общение, заинтересованность в результате команды, которую сопровождаете, работа по запросу, а не навязывание своего видения или экспертное консультирование", — подчеркнула она.

Акценты

Лариса Малышева, лидер «Точки кипения» в Екатеринбурге, директор Бизнес-школы УрФУ, д.э.н., профессор, бизнес-консультант, трекер, общественный представитель АСИ и эксперт НТИ. Несмотря на широкий спектр компетенций и богатый опыт в сфере трекерства, она также учится на курсе.

Лариса Малышева, лидер "Точки кипения" в Екатеринбурге:

"О курсе узнала из рассылки Leader-ID, сразу зарегистрировалась. Любое обучение в той сфере, которой занимаешься, полезно. Может, не только и не столько знаниями, сколько контактами, акцентами, примерами, инструментами и методиками. Кстати, для разных целей и типов проектов используются разные технологии трекинга".

Лариса уже проходила ряд курсов трекеров. А в Бизнес-школе УрФУ есть свои работающие программы подготовки трекеров для регионального акселератора НТИ, сопровождения дипломных проектов слушателей Президентской программы и МВА.

"Программа для трекеров очень полезна. Даётся логичный инструментальный подход для ИТ-стартапов. В программе участвуют крутые спикеры с богатым опытом. Интересна логика построения презентации, отбор главного и акценты. Первая лекция было просто огонь! Участников немного погрузили в реальность и стартапы с их сленгом, проблемами, новыми вызовами. Здорово, что преподают практики. Можно посмотреть на этот новый образ преподавателя-практика и примерить на себя. Очень важно про маркетинг! Несмотря на простоту изложения и якобы лёгкость, имеет смысл поставить гипотезу и что-то сделать. И в этом принципиальное отличие от традиционных курсов в вузах. Классно, если у тебя есть свой проект и можно на нем попрактиковаться. Если проекта нет, тогда для многих курс превращается просто в некую теорию", — подчеркнула Лариса.

По ее словам, курс нравится масштабностью: в чате «много экспертов, прекрасный нетворкинг и возможность найти партнёров, а также потренировать свою экспертность в «работе с возражениями».

"Нравится сопровождение команды организаторов. Очень четко и по делу. Особенно с ключевыми итогами после лекций и ответами на вопросы теста. Это здорово — получить акценты лекции от авторов и их ответы, чтобы сверить со своими. Нравится логичная методика, которая пойдет по вузам и приблизит преподавателей и студентов к реальности", — заключила Лариса.