У каждого из нас, наверное, есть свои Грабли.
Только некоторые быстро понимают, а некоторым, особо одаренным, приходится на них всласть понаступать. До отчетливых шишек не только на лбу, а и на жо.. всех прочих местах организма.
У меня-то таких Грабель… Ууу… Как того гуталина у кота Матроскина.
Вот, например, со списыванием. Списывание было в порядке вещей. И никого никогда не смущало, что я, например, сижу вечером и делаю домашку. А в это время мои одноклассники гуляют и веселятся. А утром – «Дай списать!». Ну на… Не жалко же.
Первый раз мне «прилетело» в школе, на выпускном экзамене по алгебре. Сидящая за мной Томка, как обычно, все «скатала» (еще и шепча мне при этом, чтобы я плечо отодвинула, а то ей не видно). Результат: у меня четыре, у Томки пять. Я обалдела! Как такое вообще возможно? Спросила у учителя, почему четыре. Я же знаю, что все верно! Он с сожалением ответил, что да, все верно. Но в ответе на задачу я поставила не тот знак. В решении все правильно, а в ответе – описка. А это считается ошибкой. Поэтому четыре.
Я от неожиданности выпалила:
- А у Томы? У нее же пять!
- Да, у Томы все верно, - смотрит на меня с удивлением учитель.
Я к Томке.
- Ты видела, что у меня в ответе другой знак стоит, чем в решении?
Та покраснела пятнами.
- Видела…
- Почему мне не сказала?
- Я думала, что так и надо…
- Дааа? А что же тогда у себя правильно написала?
Молчит, глазки в пол.
- Шкура ты, говорю, - развернулась и ушла.
Второй раз – тоже на выпускных экзаменах в школе, только теперь по химии.
Органическую химию я терпеть не могла за ее головоломные формулы. И решила подстраховаться (знала, что списывать не буду, ну, для самоуспокоения). Взяла малюсенький блокнотик, размером 5*5 см, и на каждой странице написала по одной формуле. На каждый билет. Материал-то я хорошо знала, а в формулах боялась ошибиться. И дома потренировалась отсчитывать нужный листочек прямо в кармане. Думала: если что, листочек отсчитаю, в карман загляну, формулу вспомню, и порядок.
Билет взяла и расслабилась – все помню. Не надо в блокнотик заглядывать. А передо мной сидел наш крепкий троечник Серега. Он, улучив момент, чуть повернулся ко мне и прошептал:
- Шпоры есть?
Это у меня-то! Почтиотличныцы! Как он только подумать-то такое мог!
- Только формулы… - прошептала я.
- Ну, дай хоть формулы. Остальное вспомню.
Я удивилась такому заявлению – вспомнит, ага. Ну, пускай хоть формулу напишет.
Спросила номер билета. Аккуратно отсчитала в кармане нужный листочек и даже умудрилась одной рукой его оторвать. Переложила под столом в левую руку. Положила обе руки на стол. В ладошке левой – листочек комочком, правой пишу.
И тут подходит наша химичка.
- С., - спрашивает, - что у тебя в руке?
Я чуть не умерла.
- Ничего, - говорю, а сама ей руку с ручкой показываю.
- В этой, - пальцем в левую уперлась.
Ну, что делать будешь? Открыла руку с бумажным комочком:
- Формула…
Она от злости аж позеленела. И шипит:
- Ну, я тебе покажу! Ты у меня больше тройки не получишь!
Тройка! В аттестате, значит, тоже! Средний балл аттестата вниз… Поступление в институт, значит, фигу…
Вот сво…чь! А ведь сколько раз я ее выручала! Учительница она была очень сильно «так себе». Все, что я знала по химии, было не благодаря ей, а вопреки. По учебнику, из дополнительной литературы, из химического кружка, который в нашей школе вела ее коллега. Вот та была настоящим учителем! И ведь если какая проверка, или открытый урок, кто отвечает, впечатление на комиссию производит? Я! Ну, изредка, если второй ответ нужен, Анька.
И вот тебе благодарность…
Училка отошла к столу и оттуда метала на меня злорадные взгляды. Я не ждала ничего хорошего. Машинально дописывала ответ на билет. А вторая учительница, та самая, которая знала меня по химическому кружку, поглядывала на меня с сочувствием (на экзамене должны были обе химички присутствовать).
И вот – надо же было такому случиться! Нашу химичку срочно вызвали в учительскую к телефону!
Та убежала. Вместо нее, по правилам, осталась русичка (которая и сообщила о звонке).
А вторая химичка, как только за нашей закрылась дверь, отстранила уже подходившего к ней для ответа кого-то и поманила меня рукой:
- Лена! Ты готова отвечать?
- Да! – я поняла, что она меня спасает.
Рванула к ней, успев по пути сунуть Сереге злополучный листочек.
Ответила я, конечно, отлично. И учительница с превеликим удовольствием поставила мне пятерку. И еще и сказала русичке, что, мол, все бы так учились хорошо и ответственно к экзаменам готовились, как Лена. Ну, а у русички и сомнений не возникло, она меня тоже хорошо знала, да и ответ мой уверенный слышала.
И вот иду я по проходу к столу своему, дверь открывается, влетает наша химичка. И мне:
- Ты куда, С.? Вернись отвечать!
- Так я, - говорю, - ответила уже.
- И что получила? – шипит.
- Пять. – Отвечаю, а сама стараюсь не улыбаться во весь рот.
- И вполне заслуженно, не правда ли, А.А.? – с самым деловым видом подает голос вторая химичка. Которая только что меня спасла.
- Конечно, - согласно кивает русичка. – Ответы Лены всегда приятно слушать. Наша надежда.
Последними словами она прямо рот заткнула нашей химичке. Та только стояла и зубами скрипела.
А Серега, кстати, получил четыре! Чем несказанно удивил всех! Ему даже попеняли, что ведь мог бы учиться гораздо лучше, если бы хотел.
А третий раз был, что называется, уже «контрольным выстрелом».
Это уже в институте. Второй курс. Предмет – очень интересный и мной любимый, преподаватель – душка. Ничто, как говорится, не предвещало. Тем более что и обстановка на экзамене была полудомашней: мы все расселись вокруг сдвинутых в середине аудитории столов.
Я быстро написала ответы на свои вопросы, и уже хотела поднять руку, чтобы идти отвечать, как услышала рядом с собой шепот:
- Лен! Горю! Шпоры есть?
Федька, конечно.
Федор поступил учиться легко: мальчик в «дамском» институте, после армии, потом рабочий стаж да еще и направление. А вот учился … ой. Тройки и пересдачи. Да и тройки-то благодаря добрым сокурсницам – кто шпору даст, кто подскажет.
Ну и думаю – помогу.
Спросила вопросы, он мне билет показал. Я и написала ему весь ответ полностью. Я же знаю, что мне, жалко, что ли! Так что ему оставалось только своей рукой переписать, чем он тут же и занялся.
А я отвечать пошла.
И вот наш препод-душка совершенно явно начал меня «заваливать». С ехидной улыбочкой.
- Ну что ж, - смотрит в мою отлично-хорошую зачетку и улыбается, - больше тройки я поставить не могу.
А тройка – это значит – семестр без стипендии. И он это прекрасно понимает. У нас с этим очень строго было.
Прошу:
- Поставьте двойку, пожалуйста.
Ну, чтобы была возможность пересдать. На пересдаче теряешь один балл. А я уверена, что на пять отвечу. Завтра, с другой группой, в другом потоке, а значит, другому преподу. То есть в зачетку четыре пойдет. И стипендия спасена.
А «душка» опять ехидно улыбается:
- Нет, двойку не могу. Все-таки Вы хоть что-то знаете.
Ну да… Ответ, который «от зубов отскакивал», и бОльшая часть каверзных вопросов не по теме вообще, на которые я ответила – «хоть что-то»…
И влепил эту тройку.
Единственную тройку в моей зачетке. «Благодаря» которой это был единственный семестр без стипендии.
А Феде пятерку поставил. Тоже единственную в Федькиной зачетке.
Федька потом пришел ко мне с видом побитой собачки, извинялся.
- Лена, если бы я стипуху получал, то правда, тебе ее отдавал бы. Это же из-за меня. Но ты же знаешь…
Да знаю. Ему из дома совсем не помогали. Он подрабатывал, где только мог.
Да и была бы у него стипендия, я бы все равно не взяла. «У советских собственная гордость», да.
К тому же - ни злости, ни досады на Федора у меня не было. Это же был мой собственный выбор и мое решение – написать за Федю ответ.
Просто я решила тогда для себя: хватит.
Это мой труд и мое время. Учитесь сами!
***
И, наверное, меня кто-то сверху учил уму-разуму. Теперь это называется «защищать личные границы». Умение говорить «нет» сюда относится. Это трудно, для меня, во всяком случае. Всю жизнь учусь…
***
А у вас как было с экзаменами? Напишите, буду рада!
Жду ответа, как соловей лета )))
***
Экзамены, зачеты...
Вот еще рассказы: "Страшный" зачет; Как "пузик" экзамен сдавал
***
#экзамен #наступить на грабли #жизненныйопыт #историяизреальнойжизни #подлость