Такой вопрос часто можно услышать от тех, кто работает в сфере обучения и развития: бизнес-тренеров, преподавателей, бизнес-консультантов, специалистов в сфере управления персоналом. Ответ на него достаточно прост и заключается в следующем...
Автор: Ольга Клепцова — член Экспертного совета кафедры «Фасилитация и модерация» Академии социальных технологий, бизнес-тренер, фасилитатор, методолог образовательных программ.
Задача тренинга — обучить, передать знания и навыки от эксперта к участникам.
Тренинг — это обучающее мероприятие. Человек, который проводит это обучение, — тренер, — сам является экспертом. А люди, собравшиеся на тренинг, уходят с него, получив новые знания или навыки.
У фасилитации другая задача — сделать продуктивным групповые обсуждения и мозговые штурмы, где происходит совместная выработка идей, решений, планов.
В отличие от тренера, роль фасилитатора нейтральна — он не навязывает свою точку зрения и уж тем более не критикует мнения и идеи участников. Задача фасилитатора — организовать дискуссию так, чтобы она была максимально продуктивной и качественной. Соответственно, задача участников — самим выработать нужное им решение.
Фасилитация широко используется, например, в стратегических сессиях — встречах топ-персон компании, на которых принимаются совместные решения по развитию организации в ближайшем будущем. Или в совещаниях проектных команд — когда команда собирается и анализирует: что происходит в проекте, что идет хорошо, что можно сделать лучше — и выходит с неким планом действий, как работать дальше.
Таким образом, если людей нужно чему-то научить, то вам нужен тренинг. Если нужно помочь участникам продуктивно обсудить какой-то важный для них вопрос и выработать согласованные решения — вам нужна фасилитация.