Найти тему
Кофе с Кандинским

Разбор картины: Утренний туман в Мисима

В 1834 году гениальный Андо Хиросигэ создал альбом гравюр "53 станции Токайдо" - лирический "портрет" Японии XIX века. На создание этой серии его вдохновило собственное путешествие: служа при сегуне, он сопровождал официальную миссию по преподнесению даров императору.

Андо Хиросигэ. Утренний туман в Мисима. Ок. 1833. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Андо Хиросигэ. Утренний туман в Мисима. Ок. 1833. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

В эту эпоху в стране восходящего солнца была широко распространена гравюра, особенно в городской среде. А главный графический стиль назывался "укиё-э", что в переводе звучит как "изображение изменчивого мира".

Андо Хиросигэ был мастером ксилографии (гравюра на дереве) и его "фирменным" приемом было изображение пейзажа, частично скрытого снегом, дождем или туманом. В этом листе четко видны только фигуры на переднем плане, остальное же - сводится к теням и силуэтам. Изменчивый мир как он есть.

Утренний туман в Мисима. Фрагмент
Утренний туман в Мисима. Фрагмент

Красная печать в верхней части листа - это название работы "Утренний туман", а черные иероглифы справа от нее говорят о том, что гравюра изображает город Мисима и является частью серии "53 станции Токайдо". Токайдо - дорога протяженностью около 500 километров, пересекающая многочисленные горы и реки и соединяющая два важнейших японских города: Эдо (современный Токио) и Киото, старую столицу.

Известно, что эта серия цветных гравюр Хиросигэ была очень популярной и активно продавалась. При жизни художника лист стоил от 12 до 16 медных монет, ненамного дороже плошки супа или пары дешевых соломенных сандалий. Такие гравюры в самой Японии покупались как сувениры, а вот в Европе ценились как произведения высокого искусства.

Утренний туман в Мисима. Фрагмент
Утренний туман в Мисима. Фрагмент

Центральные персонажи листа - два путешественника, три носильщика и человек, ведущий лошадь. Местами дорога Токайдо была непроходимой для телег, но можно было нанять лошадь или носилки. На этой гравюре Хиросигэ изобразил самый простой тип носилок, состоящий из корзины, в которой можно сидеть только скрестив ноги и склонив голову. Такие носилки подвешивались к шесту, который качался при движении несущих его людей - в общем, это был далеко не самый комфортный способ передвижения и путешественники часто страдали "морской болезнью".

Путь от Эдо до Киото занимал от 12 до 14 дней, если идти пешком. Необходимый инвентарь для подобного путешествия: большая шляпа для защиты от солнца, трость для скользкой дороги и плащ-дождевик, сделанный из соломенной циновки - на гравюре человек, ведущий лошадь, изображен в таком плаще. Сандалии продавались на каждой станции, а те, что приходили в негодность - валялись повсеместно вдоль дорог.

Утренний туман в Мисима. Фрагмент
Утренний туман в Мисима. Фрагмент

Японцы верили, что природа полна божествами и духами. Путники молили их о защите и покровительстве в синтоистских святилищах, во множестве расположенных вдоль дороги Токайдо. Вход в святое место предваряют два каменных светильника, за ними - узнаваемые ворота Тории. Справа видна изгородь, а над ней силуэт здания храма. Этим туманным утром здесь не видно никого, кроме наших путников, но обычно священные места были наполнены людьми: от пилигримов до бедняков и бродяг.

Утренний туман в Мисима. Фрагмент
Утренний туман в Мисима. Фрагмент

Сам город Мисима, упоминающийся в названии работы, представлен несколькими силуэтами домов. Во времена Хиросигэ он действительно насчитывал немногим более 50 домохозяйств. Большинство из них предлагало усталым путникам ночлег и различные удобства: чай, горячую ванну, массаж и даже ночные развлечения. В каком-то из этих домов, вероятно, и останавливались наши герои, поскольку путешествовать ночью в Японии было запрещено - только посыльные сёгуна (правителя Японии) могли ездить в темное время суток.

Утренний туман в Мисима. Фрагмент
Утренний туман в Мисима. Фрагмент

Кимоно, как известно, носили и мужчины, и женщины. Не исключено, что путешественник на лошади - это дама, определить точно едва ли возможно. В японском обществе от женщины ждали, что она всегда будет оставаться дома с семьей, поэтому тем, кто все же решился на путешествие, приходилось скрываться. Однако в 1830 году, всего за несколько лет до создания этой гравюры, огромную популярность приобрело святилище Исэ, неподалеку от Токайдо. Возник слух о том, что там с неба сыплются амулеты, и к святому месту устремился поток паломников, среди которых были во множестве и женщины, и дети. По некоторым подсчетам тогда в Исэ побывало около пяти миллионов человек, пятая часть жителей Японии!

Утренний туман в Мисима. Фрагмент
Утренний туман в Мисима. Фрагмент

Черные иероглифы в левой нижней части листа - имя автора, Хиросигэ, а красные, обведенные кругом, - печать издателя.

Европейцы считали такие гравюры натуралистическим изображением японских пейзажей. А между тем, в японском искусстве принципиально важно умолчание, недосказанность. Город здесь показан смутными очертаниями, изображение храма сводится к крыше и воротам, фигуры, уходящие вдаль - только силуэты... Художник оставляет нам простор для воображения, приглашая зрителя самостоятельно дополнить картину деталями, реальными и выдуманными. Поэтому он и выбирал туманные, дождливые или снежные погоды, которые всегда оставляют место для скрытого и неявного.

Японское искусство, и произведения Хиросигэ в том числе, оказало колоссальное влияние на европейскую культуру рубежа XIX - XX веков. Его отзвуки можно найти в картинах импрессионистов и постимпрессионистов: Дега, Моне, Мане, Ван Гога и других. В то время увлечение Японией напоминало эпидемию, впрочем, и сегодня поклонников японских гравюр предостаточно)

#искусство #япония #гравюра #хиросигэ #пейзаж #история

Понравился текст? Подписывайтесь на мой канал, впереди еще много интересного!