Найти тему
Записки КОМИвояжёра

Как пошла бы война, если бы все генералы воевали, как Г.Н. Микушев?

Рассказывая о том, как встретили немцев 22 июня, многие авторы повторяют традиционный набор «антисоветских» штампов: чтобы быть во всеоружии, нужно было не обращать внимание на приказы начальства, не подчиняться «дурацким» указаниям политического руководства, нарушить все приказы и инструкции, занять заранее укреплённые рубежи и громить немцев – тогда вся война пошла бы совсем по-другому.

41 дивизия и её генерал полностью выполняли все распоряжения командования: чтобы перебросить дивизию к границе, требовалось несколько часов. Генерал своей волей распорядился собрать дивизию из летних лагерей, поэтому 22 полки выступили к границе утром.

А по немецким планам через расположение этой дивизии должны были наступать две немецких пехотных и танковая у них за плечами (это к разговору о том, что красноармейских дивизий было много больше, чем немецких, что же они отступали? А на Микушева, как на любую другую дивизию, наступали три немецких, и только где-то под Киевом были наши другие части, которые с колёс, по частям, по мере переброски, шли в огонь …)

Георгий Николаевич Микушев воевал с юности и ничего больше не умел и не хотел, это был прирождённый военный: закончил I мировую войну подпоручиком, воевал в гражданскую, окончил военную академию, служил, не шагая через звания и должности, в 1939 г. получил дивизию, ему 41 год – время мужской силы и готовности. (А мне особенно приятно добавить, что его отец — уроженец коми деревни Сюзяиб Николай Фалалеевич Микушев, мать – уроженка Усть-Сысольска Прасковья Андреевна. Сын родился в Кунгуре. Перед нами история первого коми генерала!)

22 июня немцы наступали, чуда не было, границу перешли практически без сопротивления, смели заставы, но Микушев выбрасывает батальоны в район прикрытия (запомним, у него по фронту почти 150 км, которые должны прикрывать ТРИ дивизии, а он выводит только одну!), удачно опирается на укреплённые районы – да, не до конца достроенные и вооружённые, но они есть!

А у генерала Микушева два козыря в рукаве мундира: он был горячим сторонником автоматических винтовок – в его дивизии половина бойцов были не только вооружены СВТ, но и самое главное – умеют пользоваться! А второй козырь, совершенно убойный, заключался в том, что 41 дивизии был придан корпусной артиллерийский полк 152 мм гаубиц.

Генерал выбрал нужный момент и после мощного артиллерийского удара наносит удар немцам во фланг. Начштаба потом восторженно запишет в мемуарах, что немцы бежали, а мы гнали их на 3 километра за линию границы! (В качестве интересной детали можно добавить, что немецкий генерал, командующий разбитой Микушевым дивизии, был чуть позже отправлен в отставку и занялся богословием – единственный из генералов … Осознал, что чудом прошёл по грани?)

Микушев держится, идёт время, понятно, что никаких частей в поддержку не будет, но генерал и дивизия 5 дней не дают немцам продвинуться на этом направлении и отходят только по приказу, генерал выводит то, что удалось сохранить, на соединение со своими.

Вспоминая Г.Н. Микушева, отметим не только его храбрость – погиб в рукопашной при обороне Киева в сентябре, время было такое, и генерал вёл полк в атаку – но вспомним и его высочайший профессионализм. Встретил врага не лозунгами, встретил обученными подчинёнными, умело пользовался оружием и обстоятельствами, нанёс точный и подготовленный удар, остановил и отбросил, выиграл время, потом вывел людей и продолжил воевать!

И остаётся только с горечью отметить, что рядом были генералы, которые ждали приказов, теряли время и людей, улетали из окружений, оставив бойцов, а потом писали в мемуарах, как мучали их бериевские палачи и злодей Сталин …