Для учителя критериальное оценивание – это:
1) основа для оценки-поддержки учеников, а не жёсткий контроль;
2) способ получить информацию о том, как учится каждый ученик (такая информация нужна для поиска наиболее эффективных методов обучения конкретного ученика, конкретного класса);
3) возможность дать ученикам обратную связь в виде развёрнутого высказывания о том, как они осваивают содержание курса.
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по родному языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
Оценка устных ответов на вопрос
Критерии оценки:
1) полнота и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного;
3) языковое оформление ответа.
Отметка «5» ставится, если:
1) ученик полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;
2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные;
3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Отметка «4»ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 - 2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 - 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;
2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
Отметка «1» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Основным видом промежуточного и итогового контроля является представление учащимися подготовленных ими проектных заданий. Оценивается и качество выполнения проектного задания, и представление его перед классом. Как и при оценивании других сообщений, при оценивании подготовленного проекта предпочтение отдаётся качественной доброжелательной оценке, позволяющей учащемуся при подготовке и представлении следующего проекта учесть результаты предыдущего выступления. Такой подход к контролю позволяет соединить усвоение содержательной части разделов программы с развитием речевых умений (устного выступления, письменной творческой работы), отрабатываемых в разделе.
Оценивать выполнение представленных проектных заданий целесообразно по критериям:
1) глубина раскрытия темы проектного задания, использование знаний из других областей;
2) доказательность представленного материала, обоснованность выводов;
3) качество оформления проектного задания, если оно выполнено письменно;
4) чёткость и ясность представления проектного задания перед классом;
5) содержательность и аргументированность ответов на вопросы одноклассников.
По каждому из критериев, используемых при оценивании проектного задания, выставляется балл. Можно использовать такой подход к выставлению баллов:
2 балла
высокий уровень
1 балл
средний уровень
0 баллов
низкий уровень
Оценка работы группы
Критерии оценки работы группы:
1. Правильность изложения материала.
2. Логика изложения материала, чёткость.
3. Культура изложения материала.
4. Дополнения других групп.
5. Поведение в группе, умение сотрудничать.
Критерии оценивания выступления от группы:
1. Время.
2. Правильность.
3. Доступность изложения.
4. Логика изложения.
5. Речь.
6. Эмоциональность.
Отметка «5» ставится,если соблюдены все критерии; отметка
«4» - допущены неточности в изложении материала, 1-2 логические и речевые ошибки; отметка
«3» - допущены ошибки в изложении материала, логические и речевые ошибки, при выполнении работы возникали конфликты в группе;
отметка «2» - задание, данное группе, не выполнено.
Оценка презентации
Критерии оценки:
1.Владение материалом
0 - не может рассказать
1-материал излагает частично
2-материал излагает последовательно
3-владеет материалом в полном объёме
2.Актуальность проекта
0- не актуален
2- частичное изложение актуальности
5-актуален, но нет практической значимости
7- актуален, практико-ориентирован
3.Легкость изложения
1- нет ясности изложения
2-излагает, не формулирует идею проекта
3-излагает, формулирует основные мысли
5- легкость, доступность, полнота изложения
4.Умение отвечать на вопросы
2- умение отвечать на вопросы
3-умение показать логичность исследований
4- использование приёмов доказательств актуальности проекта
5- изложение перспектив развития проекта
Максимальный балл
«5» - 20-18 баллов
«4» - 17-15 баллов
«3» - 14-10 баллов
«2» - меньше 10 баллов
Критерии оценки письменных творческих работ является:
достаточно полное, последовательное, логичное составление текста, грамотное речевое оформление, правильное употребление слов, нормативное построение предложений, лексическое разнообразие, орфографическая грамотность.
При проверке творческих работ учащихся учитель ставит две отметки: за содержание, речевое оформление и за грамотность (5/4).
Оценка содержания и речевого оформления.
Отметка «5» ставится за творческую работу, в которой полностью раскрыта тема, определена и ярко выражена основная мысль текста. Предложения построены в соответствии с синтаксической нормой, точно и правильно подобраны слова. Допускается наличие одной негрубой речевой ошибки.
Отметка «4» ставится за работу, в которой достаточно полно раскрыто содержание, соблюдается логика и последовательность изложения мысли. В работе допущено не более трех ошибок (содержательных или речевых).
Отметка «3» ставится за работу при недостаточно полном раскрытии темы, нарушении логики и последовательности изложения мысли. Допускается наличие 4-6 ошибок (содержательных, речевых).
Отметка «2» ставится за работу, в которой нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь.
Отметка «1» - работа не выполнена.
Оценка за грамотность.
«5» - допускается 1-2 исправлений;
«4» - допускается 1-2 орфографических ошибки, 1 пунктуационная;
«3» - допускается 3 – 6 орфографических, 2 пунктуационные ошибки.
«2» - допускается 7-8 орфографических ошибок, 3-5 исправлений.
Оценка «2» за творческую работу в начальной школе не ставится. При этом все ошибки исправляются, учитель дает содержательную оценку работе на словах. После индивидуальной работы с учащимся над данным видом деятельности выставляется отметка на один балл выше.