Не успело человечество прийти в себя от пандемии коронавируса, как нате вам: новая напасть — обезьянья оспа! 7 мая эту болезнь диагностировали у британского джентльмена, вернувшегося на родину из Нигерии.
И пошло-поехало! Сегодня известно уже о сотнях случаев, причем на разных континентах: больные выявлены почти в 30 странах Европы, в Австралии, США и Канаде.
Мы не знаем доподлинно, какие отношения были (и были ли вообще?) у вышеупомянутого джентльмена с нигерийскими обезьянами, но ВОЗ, обобщив имеющуюся информацию, сочла необходимым заявить, что большинство заболевших — «мужчины, практикующие секс с мужчинами», то есть геи и бисексуалы. У них даже сыпь выскочила в области гениталий и перигенитальной области.
Кстати, наш англичанин отнюдь не «нулевой», как сейчас принято говорить, пациент. Об оспе обезьян известно с 1958 года: вирус выделили у макак-крабоедов из датского зоопарка.
«Первопроходцем» среди людей стал девятилетний африканский мальчик из Конго, и произошло это в далеком 1970 году. С тех пор инфекция неспешно кочевала по Черному континенту, но границы его пересекать осмеливалась крайне редко: например, в США в 2003 году оспой обезьян переболели 47 человек. И началось все тогда с привезенной из Африки вполне симпатичной хомяковидной крысы.
Сейчас, видимо, вирусу в Африке стало тесно.
Известно о двух штаммах обезьяньей оспы — западноафриканском и центральноафриканском. Первый от второго отличается легким течением и низкой летальностью — 1% смертельных исходов против 10%. Тяжелее болезнь переносят дети и молодые люди с ослабленным иммунитетом, особенно ВИЧ-инфицированные. Радует тот факт, что сменил место жительства пока только западноафриканский «сорт».
Несмотря на то, что оспа — обезьянья, главные носители вируса не обезьяны, а мелкие грызуны (африканские белки и луговые собачки), которые заражают животных покрупнее. И уже через их слюну, кровь и выделения в цепочку встраивается человек. От человека к человеку оспа передается при контакте с поврежденной кожей, слизистой оболочкой и биологическими жидкостями, но вирус может распространяться и через постельное белье или одежду больного.
Воздушно-капельный путь медиками рассматривается как наиболее вероятный. Но также выявляются случаи заболевания с невыясненным источником: некоторые пациенты не то что обезьян за лапу не держали, они ни в Африке не были, ни нетрадиционных половых контактов не имели, да и знакомые у них — сплошь здоровые. Как знать, может, вирус решил «собезьянничать» и, подобно SARS-CoV-2, начал активно мутировать и вести самостоятельную жизнь на бессимптомных носителях?
В Россию экзотическая болезнь пока не проникла. Может, помогла изоляция от мирового сообщества по политическим мотивам, а возможно, играют роль и национальные семейные ценности — но все же ухо стоит держать востро. Пока что Роспотребнадзор усилил санитарный контроль за воздушными судами и прибывающими из других стран пассажирами в аэропортах.
Отечественные вирусологи не видят оснований для паники: по их мнению, вирус оспы обезьян мало заразен и передается только при длительном контакте «лицом к лицу». Однако более чем двухлетний ковидный опыт удерживает от оптимизма.
Тем более что болезнь сложно выявить на ранней стадии: симптомы у нее, как и у большинства рядовых ОРВИ, типичные — головная и мышечная боль, повышение температуры, озноб, лихорадка, увеличение лимфатических узлов. Первые проявления напоминают ветрянку, хотя оспа относится к вирусам герпеса.
Характерные признаки — пятна, папулы, везикулы, пустулы — появляются позднее: инкубационный период длится, как правило, от 6 до 13 дней. Оспины наполняются гноем и, лопаясь, могут спровоцировать сепсис — а это уже прямой путь к momento more! Да и рубцы, остающиеся после того, как отпадут струпья, — совсем не те шрамы, которые украшают настоящих мужчин.
Ученые считают, что от оспы обезьян способна защитить вакцина от натуральной (черной) оспы, но вот ведь незадача: последние прививки от нее делали еще в СССР — детям, родившимся в 1979 году! В 1980 году ВОЗ официально объявила, что благодаря вакцинации вирус простой оспы «почил в бозе».
Любопытно, но пока вирус натуральной оспы — это единственный патоген, который полностью ликвидирован с помощью массовой вакцинации. Последний случай заражения зарегистрирован в 1977 году. Сегодня образцы вируса хранятся только в лабораториях России и США (надеемся, что надежно).
После отмены вакцинации оспа обезьян начала поднимать голову. На предостережения доктора Эда Йонга, который еще 30 лет назад забил в колокола, опубликовав в журнале National Geographic статью «Прощай, вакцинация от оспы. Привет, оспа обезьян», мало кто обратил внимание.
Сегодня понятно, что зря. Не исключаем, что в скором будущем развернется новая прививочная кампания. Во всяком случае, научные центры уже занялись разработкой вакцин.
По словам главного научного сотрудника НИЦ эпидемиологии и микробиологии им. Н. Ф. Гамалеи профессора Анатолия Альштейна, специфических лекарственных препаратов от обезьяньей оспы нет, лечение — симптоматическое и поддерживающее, а больной должен «самоизлечиться». Поэтому лучший выход — «самонезаболеть», а для этого нужен сильный иммунитет.
Загляните на сайт Доктор Море — там вы найдете биологически активные препараты на основе морских гидробионтов Тихоокеанского региона. Они имеют полностью натуральный состав и защищают организм от вторжения вирусов и микробов. Кстати, морские обитатели оспой не болеют!