Найти тему
Хроники св. Женевьевы

Колыбель для сына Наполеона

Исидор Станислав Хельман по мотивам Шарля Монне, © Musee de la Ville de Paris, Musee Carnavalet
Исидор Станислав Хельман по мотивам Шарля Монне, © Musee de la Ville de Paris, Musee Carnavalet

В 1795 г. молодой артиллерийский офицер Наполеон Бонапарт стрелял на улице Сент-Оноре у церкви Св. Рока из пушек по мятежным роялистам, а в 1815 г. у этой церкви произошел иного рода бунт: парижане протестовали против отказа церкви хоронить по положенному обряду известную актрису Франсуазу Рокур. Здание церкви, кстати, протестующие разграбили.

М-ль Рокур. Библиотека Национального института истории искусств.
М-ль Рокур. Библиотека Национального института истории искусств.

Вот сама церковь Св. Рока, нынешнее здание XVII века, Св Рок- избавитель от чумы. Церковь звалась "приходом художников", потому что в ее постройке и украшении участвовали известные архитекторы и скульпторы, например Жюль Ардуэн-Мансар и Робер де Котт. И еще потому, что многие деятели искусств в ней похоронены: Дени Дидро, Андре Ленотр (создатель Тюильри), драматург Пьер Корнель, здесь состоялось отпевание Жана-Оноре Фрагонара, одиноко умершего недалеко отсюда, в Пале-Рояль.

Еще громкие имена: Сезар де Вандом, который дал имя красивейшей площади Парижа, сына Генриха IV и Габриэль; Мария Анна де Бурбон, дочь Людовика XIV, Мария Тереза Жоффрен. Не так давно здесь прощались с Ивом Сен-Лораном. В общем, наверное можно так сказать, что церковь эта – престижная.

Жан-Марк Наттье. Портрет мадам Жоффрен.
Жан-Марк Наттье. Портрет мадам Жоффрен.

Пару слов скажу о мадам Жоффрен, которая держала салон на Сент-Оноре в доме 374 в течение целых 25-и лет. Очень серьезный срок. Во второй половине XVIII столетия это был, пожалуй, самый известный салон в Париже. Его посещали писатели, философы, художники, ученые. При том что сама хозяйка, из семьи парижских буржуа, вышедшая замуж за управляющего королевской стекольной мануфактурой, как говорят, не получила сколь нибудь последовательного и глубокого образования, но обладала от природы умением вести беседу. Вообще салоны эпохи Просвещения довольно интересное явление, и когда мы говорим о тех, кто их посещал, то так можно сказать про каждый: философы, поэты, драматурги. Но одни философы предпочитали салон мадам Жоффрен, а другие- ее дочери, например. А вот почему, это, пожалуй, отельный разговор.

Салон мадам Жоффрен. Шарль Габриэль Лемонье 1812, Мальмезон. Это собирательный образ салона, здесь показаны те, кто посещал его в разные годы.
Салон мадам Жоффрен. Шарль Габриэль Лемонье 1812, Мальмезон. Это собирательный образ салона, здесь показаны те, кто посещал его в разные годы.

Недалеко от церкви в начале XIX в. располагалась мастерская главного ювелира Наполеона Жана-Батиста Одио. Ювелирный дом был основан предками мастера еще в конце XVII в. и существует до сих пор, но самая известность пришлась на период I-й империи и реставрации Бурбонов. Обратите внимание на эту супницу на портрете ювелира.

Робер Лефевр. Жан-Батист-Клод Одио.
Робер Лефевр. Жан-Батист-Клод Одио.

Эта или очень похожая сегодня хранится в Лувре. Эта супница из серебряного с позолотой сервиза, сделанного по заказу Николая Демидова в 1815 г. В сервиз входило 219 предметов, некоторые хранятся в музеях, некоторая часть была продана на аукционе Christie's более чем за 3 млн. фунтов в 2011 г.

Жан-Батист-Клод Одио. Супница. Серебро Лувр
Жан-Батист-Клод Одио. Супница. Серебро Лувр

Одио также участвовал в создании колыбели короля Рима , т.е. сына Наполеона, заказанной городом Парижем как подарок императору по случаю рождения наследника. Украшенная имперским орлом, гениями власти и справедливости и богиней победы из ценного дерева, серебра с позолотой, перламутра и бархата, к счастью это была парадно-выходная колыбель, для ежедневного сна младенца были колыбели попроще, без нацеленного во голову клюва. Эту колыбель сегодня можно увидеть в Вене.

Шарль Персье. Колыбель короля Рима.
Шарль Персье. Колыбель короля Рима.

Удивительное заведение располагалось по ул. Сент-Оноре под номером 251, где сегодня отель "Мандарин Ориентал". Здесь был цирк, с ареной, которая быстро наполнялась водой. "Новый цирк" проработал на этом месте довольно долго с 1886 по 1926 гг., в цирке проходили конные представления, с участием диких животных и самое главное, конечно, водные, представления. Наяды в открытых костюмах пользовались большим успехом.

Водная арена Нового цирка в поперечном разрезе Луи Пойе (1846-1913) для журнала La Nature (1886)
Водная арена Нового цирка в поперечном разрезе Луи Пойе (1846-1913) для журнала La Nature (1886)

Но главными звездами этого цирка стал дуэт клоунов – француза Фоти и сына рабыни с Кубы Шоколада, чье настоящее имя не было нигде зарегистрировано.

Шоколад танцует в баре. А. Тулуз-Лотрек. Библиотека Гейдельбергского университета
Шоколад танцует в баре. А. Тулуз-Лотрек. Библиотека Гейдельбергского университета

Дуэт был настолько популярен, что однажды они отважились сделать пародию на Клеопатру, которую играла сама Сара Бернар. (Актрису часто обвиняли в излишней аффектации). В Париже вышел очередной небольшой скандал, а примадонна в конце концов сама пришла посмотреть представление, нимало не смутив клоунов своим внезапным появлением, на что, скорее всего рассчитывала. Пародия ее рассмешила, а цирк получил дополнительную рекламу. Про Шоколада не так давно сняли кино с Омаром Си в главной роли.

Кстати, если где то прочитаете или услышите про бал Валентино или бальный зал Валентино, то он располагался по этому же адресу только раньше, в первой половине XIX в. здесь проходили громкие и пышные балы и маскарады и политические собрания.

Порт Сент-Оноре в XVII веке. © Bibliothèque nationale de France
Порт Сент-Оноре в XVII веке. © Bibliothèque nationale de France

На углу ул. Камбон стоит церковь Успения Богоматери XVII в. , чей купол кажется слишком большим для такого маленького перекрестка. Прообразом для него, конечно, послужил римский Пантеон. Вот она, за городскими стенами видна. Сегодня церковь принадлежит польской общине Парижа, есть небольшой польский ресторан, а по субботам продают свежие булочки. Но здесь тоже были сложности, здесь проходила поминальная служба генерала Ламарка, умершего в 1832 г. от холеры, участника военных кампаний времен Империи и республиканца.

Генерал Ламарк. Иллюстрация из книги Жана Жореса «Правление Луи-Филиппа» 1908.
Генерал Ламарк. Иллюстрация из книги Жана Жореса «Правление Луи-Филиппа» 1908.

Его похороны послужили началом демонстрации республиканцев, перешедшей в вооруженное столкновение с войсками, которые были командированы для устранения беспорядков. Во время этих событий погиб Гаврош.

По поводу улицы Камбон. Всем известно, что это название неразрывно и, похоже, уже навсегда связано с именем Шанель, в связи с этим, как мне кажется, все официально доступные изображения, гравюры, картины, старые фотографии - не доступны, их нельзя скачивать и распространять. Про квартиру самой Шанель в д. 31 по этой улице и говорить нечего, фото только для журналов и самых редких журналистов. Модный дом не сделал из нее музей, встречает там самых важных клиентов.

На этом же углу располагался ресторан, представивший публике однажды самое экзотическое меню для европейской столицы. Об этом - в следующий раз.

#история парижа #сент-оноре #наполеон #церкви парижа

Подписывайтесь на мой канал о Париже на яндекс-дзен и на Телеграм, там дополнительные истории.