Современное российское кино о войне я смотрю исключительно за отсутствием хороших комедий. Потому что почти все из них можно охарактеризовать одним словом: «ржака».
Самое отвратные персонажи в фильмах про войну - НКВДшники и прочие особисты. Советские. Именно от них страдают главные положительные герои. Тоже советские, между прочим.
Я не особо хорошо отношусь к НКВДшникам, но война, на минутку, велась не с НКВД, а с немцами.
Немцы в российском кинематографе гораздо краше чекистов. И интерьерно, и экстерьером.
Даже 17 мгновений не могут похвастаться таким обилием хороших немцев, среди солдат Вермахта хорошим был один - парень, который спас Кэт с младенцем.
А все остальные хорошие немцы у Лиозновой числились как гражданские лица - пастор, профессор, машинистка, старушка эта.
Лиознова не дала им в руки оружие, заметьте.
В современном российском кино немцы с оружием в руках на чужой земле так разнообразно прекрасны, что их можно выделить в отдельные типажи.
Высокодуховный фашист
Высокодуховный фашист красив лицом и телом, цитирует Гёте, играет Бетховена на пианино в разбомбленном его соотечественниками доме, знает Толстого и ведёт высокодуховные разговоры с пленными и узниками концлагеря.
Высокодуховный фашист в исполнении Вольфганга Черни отметился даже в фильме "Зоя" -- про Зою Космодемьянскую.
Реальные фашисты в истории про Зою отличились ничем не оправданной звериной жестокостью. Необъяснимой жестокостью по отношению к реальной Зое. И эта жестокость, следы которой запечатлели фотографии трупа замученной девушки, для меня до сих пор загадка.
В кино все иначе.
В кино высокодуховный фашист полчаса экранного времени склоняет Зою на свою немецкую сторону, хотя на фига ему под Москвой в сорок первом рядовая партизанка? Просто он такой человек. Ему с невысокодуховными коллегами по фашизму общаться скучно, а Зоя тоже любит Гёте.
Фашист-психопат
Фашистов-психопатов много в советском кино, но психопатия их была карикатурной, как и внешность. Никакого знания психологии.
Современные сценаристы и режиссеры читали статьи домохозяек в декрете копирайтеров в интернете, поэтому у их фашистов-психопатов сложный внутренний мир и наличие психотравмы, корни которой ведут в детство.
Вот, например, начальник лагеря Собибор в одноименном фильме в исполнении Кристофера Ламберта. Персонаж исторический, и в истории он запомнился истинным арийцем, беспощадным к врагам Рейха. За эту беспощадность, граничащую с психиатрией (личное убийство шести евреев и участие в уничтожении 150 тысяч), реального начальника лагеря Собибор приговорили к пожизненному заключению.
В фильме про подвиг узников Собибора начальник лагеря бесконечно рефлексирует и страдает от своего антисемитизма, но сделать ничего не может - папа в юности пыльным мешком ударил запретил жениться на еврейке. С тех пор у него незакрытый гештальт.
Это сейчас вам любой бухгалтер расскажет, как закрыть гештальт, не совершая преступлений против человечества, а в диких сороковых годах наука не продвинулась так далеко (и бухгалтерам в интернетах слова не давали), поэтому фашисты-психопаты искренне верили, что нет евреев - нет гештальта.
Благородный фашист
Благородство наши режиссёры кинематографическим языков выразить не умеют. Благородство - не наша духовная скрепа.
Благородство советских солдат в советских фильмах было скромным ассортиментно и визуально - советские солдаты либо демонстративно не убивали пленных, либо спасали детей, лучше немецких. Самым благородным солдатом в советском кино был майор Цветков из "Освобождения"- он спас сотни берлинцев от утопления в метро.
В российском кино продемонстрировать благородство Красной армии мешает наличие в сценарии НКВД. Если по сюжету мелькнёт хоть одна наглая и злобная рожа, все, это чекист, благородства от наших не жди, потому что чекист начнёт вращать глазами и подозревать благородных в измене и слюнтяйстве.
У немцев, судя по современному российскому кино, не было ни контрразведки, ни органов внутренних дел, поэтому кинематографическое благородство они проявляют куда спокойнее. В основном, отдавая дань мужеству и героизму противника (наших, то есть)).
Даже перед смертью (sic!) благородные немцы думают не о муттер или там прекрасной Гретхен, а пожимают нашим руку.
Романтичный фашист
Романтичный немец в российском кино отличается прежде всего полным наплевательством на приказы фюрера и политику партии.
Им движет исключительно либидо.
Политика партии в то время была простая, русские - недочеловеки, спать с ними нельзя, дабы не тратить чистокровноарийское семя на всяких там.
Романтичный фашист, как назло, внешне идеален для сохранения чистоты немецкой расы.
Но стоит романтичному немцу увидеть любую русскую, все, пошли все нафиг со своей войной и расой, я влюбился!
К слову, любая русская в российском кино про войну выглядит тоже не так, как обычная женщина в те годы.
Вот обычные женщины
А вот киношные
У них чистые волосы, вымытые шампунем с протеином, который Гретхен в глаза не видела, уложенные и даже налаченные, макияж, маникюр и немнущееся нарядное платье, сразу видно, с примесью вискозы.
В общем, познакомила их, подружила в этот радостный вечер война.
Мужественный фашист
Образ мужественного фашиста наши кинематографисты слизали у Лени Рифеншталь. Это характеризует российских режиссёров как культурных людей.
В роли мужественного фашиста часто выступает Филипп Рейнхардт с рубленным мраморным лицом. И Лени в гробу завидует, ей-богу. Потому что киногерой превосходит оригинал.
Фашист-гуманист.
Фашист-гуманист в российском кино - это герой без страха и упрёка, воплотивший все самые прекрасные черты киношных фашистов - он романтичен, благороден, высокодуховен и мужественен. И все это под пряным соусом гуманизма.
Пример - фашист в исполнении Томаса Кречмана в фильме "Сталинград".
СТАЛИНГРАД!
Тут необходимо авторское отступление.
Как-то попались мне опубликованные дневники немцев под Сталинградом.
Что бросилось в глаза - это были дневники умных и глубоких людей. Да, я про реальных немцев под Сталинградом.
Я помню одну фразу
Я - всего лишь один из сорока миллионов немцев, виноватых в этой войне, но я сполна искупил свою одну сорокамилионную часть вины
Я считаю немцев, безусловно, великой нацией, давшей миру гениальных писателей, композиторов и художников. Я согласна, что немцы умеют достичь в любом деле совершенства.
И я согласна, что во Второй мировой воевали разные немцы.
Но как бы это выразиться....
С той минуты, как их нога ступила на чужую землю, в них умерли романтизм, гуманизм, высокодуховность и мужественность.
В них умерло все человеческое.
После почтения дневников немцев под Сталинградом я стала целенаправленно искать мемуары солдат Вермахта.
Я хотела найти в этих честных, глубоких и полных искреннего раскаяния записях что-то, оправдывающее их первый шаг на чужой земле с оружием в руках.
И не нашла.
Это не значит, что я, типа, не простила немцев.
Кто я такая, чтобы прощать или не прощать? Победа принадлежит тем, кто ее добыл, как и вина лежит на конкретных людях, которые проиграли.
Ни отблеск чужой Победы, ни тень чужой вины не имеют никакого отношения к нынешнему поколению немцев или бывших советских граждан. Не мы выиграли, не они проиграли. Это все прадеды..
Единственное, что остаётся правнукам - отблагодарить по-человечески победителей и не повторять ошибки побеждённых.
И я смотрю современные фильмы про войну не с позиции современного россиянина, предъявляющего счёт современным немцам, у меня не может быть никаких счетов, а современные немцы никому и ничего не должны. Современным россиянам точно ничего не должны.
Я смотрю эти фильмы с человеческой позиции.
Я вижу, что жили себе люди. Жили всяко, чаще трудно. Но в своем доме, под своей властью, радуясь нехитрым житейским радостям. Растили детей, строили дома, мечтали о будущем.
И тут к ним врывается орда и крушит их маленькие и скромные жизни. Растаптывает. Ради своей нужды.
И среди этой орды я, зритель, должна увидеть романтика или благородного рыцаря?
Вот среди этих .. в касках... у стены разрушенного сталинградского дома, разрушенного, потому что ОНИ ПРИШЛИ С ОРУЖИЕМ В РУКАХ, мне предлагают разглядеть гуманиста?
Я вижу только звериные морды убийц.
Увы мне.