Найти тему

Николай Каценеленбоген, семейные ценности и Андреа Палладио

На самом деле в начале своей весьма длинной архитектурной карьеры Николай Давидович Каценеленбоген был большим поклонником модерна и особенно в «северном» варианте. Именно таковы были его первые работы. Через четыре года после окончания Института гражданских инженеров в стиле модерн он построит и доходный дом для своего отца…

 

Давид Иосифович Каценеленбоген был известным столичным дантистом и содержал собственную частную практику на Невском проспекте, как и собственный склад «зубоврачебных принадлежностей» которым активно пользовались коллеги. Один из его сыновей - Евгений Давидович, тоже стал зубным врачом и практиковал вместе с родителем. А вот Николая Давидовича стоматология похоже совершенно не интересовала хотя, став архитектором, он тоже в полной мере воспользовался поддержкой, и далеко не только моральной, Каценеленбогена-старшего.

 

Можно весьма обоснованно предположить, что именно связи и влияние отца в еврейской диаспоре столицы обеспечили начинающего архитектора первыми заказами. К тому же Давид Иосифович поддержал не только практику, но и собственный бизнес-проект Николая Давидовича став соучредителем его техническо-строительной конторы «Ремонт». При этом, скорее всего, Каценеленбоген-старший рассматривал сие не только как поддержку сына, но и как вполне разумные инвестиции семейных капиталов на очень выгодном и быстро растущем рынке столичного доходного жилья.

 

Доходный дом для отца Николай Давидович строит в 1908-м. В 1910-м – уже собственный большой доходный дом, владелицей которого делает свою супругу – Веру Львовну. Этот дом впоследствии будет продан, а вот другой, построенный в 1913-м на Можайской улице и ориентированный исключительно на состоятельную публику, будет принадлежать Каценеленбогенам вплоть до 1917-го. Формально собственником там тоже была Вера Львовна.

 

К моменту строительства последнего собственного доходного дома Николай Давидович уже отошел от «модерновых пристрастий» молодости. Вкусы вкусами, а рынок и моды диктовали свои условия. С 10-х годов прошлого века главным столичным архитектурным «трендом» была неоклассика, которая приобретала порой весьма странные формы, а за откровенно стилизованными фасадами прятала явные следы предыдущих «увлечений». В новом для себя стиле Каценеленбоген испробовал несколько вариантов его интерпретации, но, в конечном счете, остановился на… «образцах» Андреа Палладио из его известной уже несколько столетий каждому студенту архитектору и богато иллюстрированной работы - «Четыре книги об архитектуре». Вообще, все говорит за то, что изначально палладианские «образцы» Николай Давидович взял за основу при разработке проекта доходного дома для состоятельного «посредника и агента» Николая Иосифовича Штерна. Потом он просто немного переработал одну из его частей в отдельный проект собственной недвижимости.

-2

Сходство там очевидное, хотя конечно со своими нюансами. В доме, более скромном по размерам, но отнюдь не по уровню комфорта, фасад получил довольно вычурный декор, а парадная «в классическом стиле» стала гораздо просторнее.

-3
-4
-5
-6

Впрочем и тут Николай Давидович отчасти сохранил интерес к собственным ранним опытам украсив окна парадной витражами, а входные двери квартир – характерным «рисунком» (увы, все это частично сохранилось и было отреставрировано только в доме Штерна, о котором я отдельно писал ранее).

-7
-8
-9
-10

В результате всех «доработок» здание стало, на мой взгляд, наиболее ярким образцом того, что именно подразумевали под «роскошным жильем» для состоятельных арендаторов в Петербурге накануне самых бурных и радикальных событий двадцатого столетия.

 

Интересно, что сам Николай Давидович с супругой в собственных доходных домах фактически не проживал (как и его отец). Он снимал квартиру тоже в «неоклассическом», но более скромном доме собственной постройки на Рузовской, который принадлежал совсем другим владельцам. Впрочем «палладианские изыски» весьма пригодились Каценеленбогену в дальнейшем для успешного продолжения карьеры уже при новой власти, которой такая помпезность, в конечном итоге, нравилась гораздо больше «чухонского модерна». 

Такая вот история.

 

P.S. Сегодня этот дом, по сути, выполняет те функции, ради которых создавался с самого начала – жилье «бизнес-класса». Конечно сейчас требования к комфорту отличаются от того, что было в начале прошлого века. По этой причине довольно удачная реставрация тут сочетается с откровенным «евроремонтом». Про витражи и двери уже упоминал. Но с другой стороны – у нового времени – новые правила. И это не особенная «причуда современности». Так было всегда…