Найти в Дзене
Ernetle Community

Эпоха дешевой авиации заканчивается. Мировые авиакомпании поднимают стоимость билетов, и даже лоукостеры вроде Ryanair не смогут устоять

Эпоха дешевой авиации заканчивается. Мировые авиакомпании поднимают стоимость билетов, и даже лоукостеры вроде Ryanair не смогут устоять

В условиях объявленной пандемии спрос на перелеты был невелик, а цены держались на относительно низком уровне. Однако сейчас, с восстановлением авиаперевозок, цены пойдут в рост – и этот процесс уже начался. Вместе с COVID-19 уходит и эпоха дешевой авиации. Еще в начале года китайские авиакомпании отменяли топливные надбавки, поскольку цена авиационного топлива упала ниже минимума, при котором эта надбавка полагается. Но с тех пор ситуация начала быстро меняться: цены на нефть взлетели почти в полтора раза, что немедленно разогнало стоимость всех видов топлива. Так, китайские авиакомпании в пятый раз с февраля увеличивают топливную надбавку в билетах. С 5 июля она достигнет рекордных значений — 200 юаней (1,6 тыс. рублей или $30). Китай — не единственная страна в Восточной Азии, где перелеты быстро дорожают. Это касается как местных, так и трансконтинентальных рейсов. К примеру, полет из Сингапура в Гамбург в экономклассе может обойтись в $5000, тогда как совсем недавно он стоил не более $2000. В целом полеты из Сингапура в апреле текущего года были на 27% дороже, чем в 2019 году, а из Австралии — на 20% дороже. То есть речь идет уже о значительном росте по отношению не к периоду во время пандемии, когда ценник на билеты заметно опустился, но и к допандемийным временам. Объясняется это, в частности, тем, что авиакомпании до сих пор не подняли в воздух весь свой флот, а кроме того, некоторые рейсы, существовавшие до 2020 года, до сих пор так и не восстановлены. Схожим образом ситуация складывается по другую сторону Тихого океана. В США в 2020 году расценки упали до немыслимых уровней: трансконтинентальный рейс в Европу обходился всего в $200, а, например, в Чили и обратно (путь порядка 12–16 тыс. км) всего в $62. Такие тарифы держались вплоть до начала 2022 года. Но сейчас картина полностью перевернулась. По данным американских статистиков, в апреле стоимость авиабилетов подскочила на 18,6% по сравнению с мартом, что является абсолютным рекордом месячного роста цен в этом секторе. В среднем за первое полугодие 2022 года рост цен составил 33%. В отдельных случаях фиксировался более чем двукратный рост. Аналитики отмечают, что одновременно совпало сразу множество факторов. Во-первых, авиатопливо подорожало за год на 150%. Во-вторых, количество мест в американской пассажирской авиации всё еще на 6% уступает допандемийным показателям, тогда как все предыдущие годы до 2019-го оно стабильно росло в соответствии со спросом. Наконец, у авиакомпаний проблема — острая нехватка пилотов и бортпроводников, и вообще, стоимость рабочей силы выросла существенно. Стоит отметить, что особенно остро проблема стоит на внутренних линиях в США, поскольку спрос на них сейчас особенно велик. Европа на общем фоне еще совсем недавно выглядела островком стабильности. Испанская Volotea в июне предлагала рейсы всего за €1 (а варианты