Найти в Дзене
С чего вы это взяли?

Как в Домострое наказывал относиться к жёнам

Оглавление

Наверное нет в массовом сознании русского человека книги, которая была бы настолько связана с косностью, отсталостью и угнетением, как "Домострой". Но насколько такое представление справедливо? Действительно ли "Домострой" заслужил свою славу?

Удивительно, но в России был целый свод правил, как нужно абьюзивить жену и семью в целом. Входил в состав свода правил «Домострой».
А. Рябушкин, "Семья купца в XVII веке"
А. Рябушкин, "Семья купца в XVII веке"

Запутались где правда, а где вымысел? Подписывайтесь - будем разбираться вместе! Оставляйте свои лайки и комментарии - дискуссии только приветствуются.

Что представляет из себя "Домострой" можно понять из первой главы. Между прочим её написал протопоп Сильвестр, а это, на минуточку, воспитатель Ивана Грозного.

НАСТАВЛЕНИЕ ОТЦА СЫНУ
Благославляю я, грешник имярек, и поучаю, и наставляю, и вразумляю сына своего имярек, и его жену, и их детей, и домочадцев: следовать всем христианским законам и жить с чистой совестью и в правде, с верой творя волю Божью и соблюдая заповеди его, и себя утверждая в страхе Божьем, в праведном житии, и жену поучая, также и домочадцев своих наставляя, не насильем, не побоями, не тяжелой работой, а как детей, чтобы были всегда упокоены, сыты и одеты, и в теплом дому, и всегда в порядке. И отдаю вам, живущим по-христиански, писание это на память и на вразумление вам и детям вашим.
П. Плешанов "Царь Иоанн Грозный и иерей Сильвестр во время Большого Московского пожара 24 июня 1547 года"
П. Плешанов "Царь Иоанн Грозный и иерей Сильвестр во время Большого Московского пожара 24 июня 1547 года"

Если говорить понятным нам языком, "Домострой" - это сборник советов для зажиточной молодой семьи. Написан он в виде поучений и учит:

  • правилам этикета,
  • основам духовной жизни,
  • правилам ведения хозяйства,
  • воспитания детей,
  • правильной семейной жизни.

По своему значению он, наверное, сравним с "Книгой о вкусной и здоровой пище". Для нас он, в первую очередь, отражает представления наших реальных предков, живших в XV-XVI веках, о правильной жизни. В следующий раз когда услышите рассказы о жизни славных предков - откройте "Домострой" и посмотрите, а вдруг всё было наоборот?

Для того, чтобы понять почему советы "Домостроя" такие стоит познакомиться с миром Московского государства рубежа XV-XVI века. А для него было характерно:

  • Высокая религиозность, ориентированная на Спасение. Не удивительно, ведь именно в это время весь христианский мир ожидал конца света, а значит и Страшного суда. Ту же опричнину Ивана Грозного трактуют как наказание от земного царя, для того, чтобы царь небесный уже принял всех в рай.
  • Централизация государства. Государство объединяется вокруг фигуры одного царя, а семья вокруг мужа.
  • Система местничества. Положение рода, распределение должностей определялось заслугами его членов. Таким образом недостойные поступки даже одного человека бросали тень на всех его родственников.
  • Московское государство большое, но не очень богатое. Основа экономики - зерно, урожай которого в наших широтах не получается снимать по несколько раз в год. Средние землевладения небольшие, включают в себя несколько дворов. Это накладывает обязательства по экономии и бережливому ведению хозяйства.

Домострой продвигает патриархат?

Было бы странно ожидать от произведения 500-летней давности продвижения идей феминизма. Поэтому, конечно, "Домострой" говорит о том, что главой семьи является муж, по ходу текста именно его называем господином в доме.

жены мужей своих вопрошают о строгом порядке, о том, как душу спасти, Богу и мужу угодить и дом свой хорошо устроить, и во всем покоряться мужу; а что муж накажет, с тем охотно соглашаться и исполнять по его наставлению
Музей Палаты бояр Романовых, Москва, женская половина, светлица
Музей Палаты бояр Романовых, Москва, женская половина, светлица

Однако совершенно неверно было бы думать, что по "Домострою" женщина существо угнетенное и бесправное. Наоборот. Он четко разделяет обязанности в семье: муж - глава и кормилец, жена - госпожа в доме и управляющая всем домашним хозяйством и слугами.

Что опять же неудивительно, ведь читатели этих наставлений - дети боярские или купцы, которые значительное время проводят вне дома. Кто же будет за ним следить, как не жена. Да и немалая доля хозяйства молодой семьи приходилась на приданное жены.

Каждый день госпожа надзирает за слугами, которые пекут и варят и все блюда готовят и которые делают всякое рукоделие; а которая служанка хорошо делает по наказу: или есть варит, или хлебы печет, или калачи, или пироги, или какие-нибудь блюда готовит, или работу какую хорошо исполнит, — и за то служанку похвалить да пожаловать и есть подать

Кроме того, "Домострой" всячески восхваляет жен добрых, как сокровище и благословение для мужей, сравнивает их с драгоценным камнем.

Если дарует Бог жену добрую, получше то камня драгоценного; такая по корысти добра не лишит, всегда хорошую жизнь устроит своему мужу...
...Если доброй женою муж благословен, число дней его жизни удвоится, хорошая жена радует мужа своего и наполнит миром лета его; хорошая жена да будет благою наградой тем, кто боится Бога, ибо жена делает мужа своего добродетельней: во-первых, исполнив Божию заповедь, благословится Богом, а во-вторых, славится и людьми...

Наконец он прямо указывает мужу с женой регулярно советоваться по домашним делам.

...Каждый день и каждый вечер, исправив духовные обязанности, и утром, встав по колокольному звону и после молитвы, мужу с женою советоваться о домашнем хозяйстве, а на ком какая обязанность и кому какое дело велено вести, так тем наказать, когда и что из еды и питья приготовить для гостей и для себя

Домострой поощряет домашнее насилие?

Оправдывает ли "Домострой" домашнее насилие и абьюз? И да, и нет. Здесь вы встретите призыв бить детей, не улыбаться им, наказывать жену, воспитывать домашних в страхе. Как мне кажется, сейчас так строить отношения в семье не согласятся даже самые последовательные староверы.

не жалея бей ребенка: если прутом посечешь его, не умрет, но здоровее будет
Воспитай дитя в запретах и найдешь в нем покой и благословение; не улыбайся ему, играя: в малом послабишь — в большом пострадаешь

Не будем забывать, что это произведение XVI века и, конечно, в нём не могли отразиться представления того времени (домашнее насилие - это плохо. Не прибегайте к нему). Да и много позже они сохранялись. Даже в Викторианскую эпоху отцы старались не играть с сыновьями, т.к. считалось, что это их избалует.

Но всё же вступлюсь за "Домострой", несмотря на представления о необходимости насилия автор говорит, что наказание должно быть крайней мерой, быть ограниченным и всегда заканчиваться жалостью и примирением.Если я спрошу случайного человека что он знает про Домострой, то весьма вероятно, он скажет, что там рекомендуется бить жену.

И за любую вину ни по уху, ни по глазам не бить, ни под сердце кулаком, ни пинком, ни посохом не колотить, ничем железным или деревянным не бить; кто в сердцах или с кручины так бьет, многие беды от того бывают...
а увидит муж, что у жены непорядок и у слуг, или не так все, как в этой книге изложено, умел бы свою жену наставлять да учить полезным советом; если она понимает — тогда уж так все и делать, и любить ее, и хвалить, но если жена науке такой и наставлению не следует, и того всего не исполняет, и сама ничего из того не знает, и слуг не учит, должен муж жену свою наставлять-вразумлять один на один и в трепете, а поучив — простить, и попенять, и пожурить любовно да вразумить, но при том ни мужу на жену не сердиться, ни жене на мужа — всегда жить в любви и в согласии. А слуг и детей, также смотря по вине и по делу, наказать и посечь, а наказав, пожаловать

Вывод

Домострой позволяет заглянуть в мысли наших далеких предков: что их волновало, какую жизнь они считали правильной и как вообще жили. Конечно, для нашего времени многие советы будут казаться дикими, но перед читателями этой книги стоял вопрос сохранения своей души, чести и имущества. Порой неправильное поведение могло привести к разорению, попаданию в долговое рабство, опале, а то и к смерти. Тут не до сантиментов.

Конечно, многое в нём устарело, но некоторыми советами можно смело пользоваться и сейчас. Например, как вам такой совет:

Всякому человеку: богатому и бедному, большому и малому — все рассчитать и разметить, исходя из ремесла и из доходов, а также и по имуществу; приказному же человеку все рассчитать, учтя государево жалованье и по доходу, и по поместью, и такой уж двор при себе держать и все имущество и всякий припас; по тому же расчету и людей держать и все хозяйство, по ремеслу своему и прибыли — и есть, и пить, и одежду носить, и людей одевать, и с людьми сходиться с нужными. Если же кто, не рассчитав своего и не разметив житья своего и ремесла и прибыли, начнет, на людей глядя, жить не по средствам, занимая или беря незаконным путем, та честь его обернется великим бесчестием со стыдом и позором, и в лихое время никто ему не поможет, да и от Бога грех, а от людей насмешка

Как вы относитесь к Домострою? Читали ли вы его? Как думаете может ли он быть полезен в наше время?