Наверное нет в массовом сознании русского человека книги, которая была бы настолько связана с косностью, отсталостью и угнетением, как "Домострой". Но насколько такое представление справедливо? Действительно ли "Домострой" заслужил свою славу?
Удивительно, но в России был целый свод правил, как нужно абьюзивить жену и семью в целом. Входил в состав свода правил «Домострой».
Запутались где правда, а где вымысел? Подписывайтесь - будем разбираться вместе! Оставляйте свои лайки и комментарии - дискуссии только приветствуются.
Что представляет из себя "Домострой" можно понять из первой главы. Между прочим её написал протопоп Сильвестр, а это, на минуточку, воспитатель Ивана Грозного.
НАСТАВЛЕНИЕ ОТЦА СЫНУ
Благославляю я, грешник имярек, и поучаю, и наставляю, и вразумляю сына своего имярек, и его жену, и их детей, и домочадцев: следовать всем христианским законам и жить с чистой совестью и в правде, с верой творя волю Божью и соблюдая заповеди его, и себя утверждая в страхе Божьем, в праведном житии, и жену поучая, также и домочадцев своих наставляя, не насильем, не побоями, не тяжелой работой, а как детей, чтобы были всегда упокоены, сыты и одеты, и в теплом дому, и всегда в порядке. И отдаю вам, живущим по-христиански, писание это на память и на вразумление вам и детям вашим.
Если говорить понятным нам языком, "Домострой" - это сборник советов для зажиточной молодой семьи. Написан он в виде поучений и учит:
- правилам этикета,
- основам духовной жизни,
- правилам ведения хозяйства,
- воспитания детей,
- правильной семейной жизни.
По своему значению он, наверное, сравним с "Книгой о вкусной и здоровой пище". Для нас он, в первую очередь, отражает представления наших реальных предков, живших в XV-XVI веках, о правильной жизни. В следующий раз когда услышите рассказы о жизни славных предков - откройте "Домострой" и посмотрите, а вдруг всё было наоборот?
Для того, чтобы понять почему советы "Домостроя" такие стоит познакомиться с миром Московского государства рубежа XV-XVI века. А для него было характерно:
- Высокая религиозность, ориентированная на Спасение. Не удивительно, ведь именно в это время весь христианский мир ожидал конца света, а значит и Страшного суда. Ту же опричнину Ивана Грозного трактуют как наказание от земного царя, для того, чтобы царь небесный уже принял всех в рай.
- Централизация государства. Государство объединяется вокруг фигуры одного царя, а семья вокруг мужа.
- Система местничества. Положение рода, распределение должностей определялось заслугами его членов. Таким образом недостойные поступки даже одного человека бросали тень на всех его родственников.
- Московское государство большое, но не очень богатое. Основа экономики - зерно, урожай которого в наших широтах не получается снимать по несколько раз в год. Средние землевладения небольшие, включают в себя несколько дворов. Это накладывает обязательства по экономии и бережливому ведению хозяйства.
Домострой продвигает патриархат?
Было бы странно ожидать от произведения 500-летней давности продвижения идей феминизма. Поэтому, конечно, "Домострой" говорит о том, что главой семьи является муж, по ходу текста именно его называем господином в доме.
жены мужей своих вопрошают о строгом порядке, о том, как душу спасти, Богу и мужу угодить и дом свой хорошо устроить, и во всем покоряться мужу; а что муж накажет, с тем охотно соглашаться и исполнять по его наставлению
Однако совершенно неверно было бы думать, что по "Домострою" женщина существо угнетенное и бесправное. Наоборот. Он четко разделяет обязанности в семье: муж - глава и кормилец, жена - госпожа в доме и управляющая всем домашним хозяйством и слугами.
Что опять же неудивительно, ведь читатели этих наставлений - дети боярские или купцы, которые значительное время проводят вне дома. Кто же будет за ним следить, как не жена. Да и немалая доля хозяйства молодой семьи приходилась на приданное жены.
Каждый день госпожа надзирает за слугами, которые пекут и варят и все блюда готовят и которые делают всякое рукоделие; а которая служанка хорошо делает по наказу: или есть варит, или хлебы печет, или калачи, или пироги, или какие-нибудь блюда готовит, или работу какую хорошо исполнит, — и за то служанку похвалить да пожаловать и есть подать
Кроме того, "Домострой" всячески восхваляет жен добрых, как сокровище и благословение для мужей, сравнивает их с драгоценным камнем.
Если дарует Бог жену добрую, получше то камня драгоценного; такая по корысти добра не лишит, всегда хорошую жизнь устроит своему мужу...
...Если доброй женою муж благословен, число дней его жизни удвоится, хорошая жена радует мужа своего и наполнит миром лета его; хорошая жена да будет благою наградой тем, кто боится Бога, ибо жена делает мужа своего добродетельней: во-первых, исполнив Божию заповедь, благословится Богом, а во-вторых, славится и людьми...
Наконец он прямо указывает мужу с женой регулярно советоваться по домашним делам.
...Каждый день и каждый вечер, исправив духовные обязанности, и утром, встав по колокольному звону и после молитвы, мужу с женою советоваться о домашнем хозяйстве, а на ком какая обязанность и кому какое дело велено вести, так тем наказать, когда и что из еды и питья приготовить для гостей и для себя
Домострой поощряет домашнее насилие?
Оправдывает ли "Домострой" домашнее насилие и абьюз? И да, и нет. Здесь вы встретите призыв бить детей, не улыбаться им, наказывать жену, воспитывать домашних в страхе. Как мне кажется, сейчас так строить отношения в семье не согласятся даже самые последовательные староверы.
не жалея бей ребенка: если прутом посечешь его, не умрет, но здоровее будет
Воспитай дитя в запретах и найдешь в нем покой и благословение; не улыбайся ему, играя: в малом послабишь — в большом пострадаешь
Не будем забывать, что это произведение XVI века и, конечно, в нём не могли отразиться представления того времени (домашнее насилие - это плохо. Не прибегайте к нему). Да и много позже они сохранялись. Даже в Викторианскую эпоху отцы старались не играть с сыновьями, т.к. считалось, что это их избалует.
Но всё же вступлюсь за "Домострой", несмотря на представления о необходимости насилия автор говорит, что наказание должно быть крайней мерой, быть ограниченным и всегда заканчиваться жалостью и примирением.Если я спрошу случайного человека что он знает про Домострой, то весьма вероятно, он скажет, что там рекомендуется бить жену.
И за любую вину ни по уху, ни по глазам не бить, ни под сердце кулаком, ни пинком, ни посохом не колотить, ничем железным или деревянным не бить; кто в сердцах или с кручины так бьет, многие беды от того бывают...
а увидит муж, что у жены непорядок и у слуг, или не так все, как в этой книге изложено, умел бы свою жену наставлять да учить полезным советом; если она понимает — тогда уж так все и делать, и любить ее, и хвалить, но если жена науке такой и наставлению не следует, и того всего не исполняет, и сама ничего из того не знает, и слуг не учит, должен муж жену свою наставлять-вразумлять один на один и в трепете, а поучив — простить, и попенять, и пожурить любовно да вразумить, но при том ни мужу на жену не сердиться, ни жене на мужа — всегда жить в любви и в согласии. А слуг и детей, также смотря по вине и по делу, наказать и посечь, а наказав, пожаловать
Вывод
Домострой позволяет заглянуть в мысли наших далеких предков: что их волновало, какую жизнь они считали правильной и как вообще жили. Конечно, для нашего времени многие советы будут казаться дикими, но перед читателями этой книги стоял вопрос сохранения своей души, чести и имущества. Порой неправильное поведение могло привести к разорению, попаданию в долговое рабство, опале, а то и к смерти. Тут не до сантиментов.
Конечно, многое в нём устарело, но некоторыми советами можно смело пользоваться и сейчас. Например, как вам такой совет:
Всякому человеку: богатому и бедному, большому и малому — все рассчитать и разметить, исходя из ремесла и из доходов, а также и по имуществу; приказному же человеку все рассчитать, учтя государево жалованье и по доходу, и по поместью, и такой уж двор при себе держать и все имущество и всякий припас; по тому же расчету и людей держать и все хозяйство, по ремеслу своему и прибыли — и есть, и пить, и одежду носить, и людей одевать, и с людьми сходиться с нужными. Если же кто, не рассчитав своего и не разметив житья своего и ремесла и прибыли, начнет, на людей глядя, жить не по средствам, занимая или беря незаконным путем, та честь его обернется великим бесчестием со стыдом и позором, и в лихое время никто ему не поможет, да и от Бога грех, а от людей насмешка
Как вы относитесь к Домострою? Читали ли вы его? Как думаете может ли он быть полезен в наше время?