Летом 1941 года «диверсантами и шпионами» было объявлено всё немецкое население СССР (почти 1,5 млн. человек), подлежавшее выселению в Казахстан, Узбекистан, Молотовскую область, Свердловскую область, Красноярский край, Алтайский край… АССР немцев Поволжья была ликвидирована.
Тысячи немцев были лишены имущества, исторической Родины, национальной государственности. Немцы как будто должны были искупить вину за всю Германию, за немцев - фашистов. За большим количеством репрессированных немцев скрываются отдельные имена, судьбы и моих земляков, которые я хочу озвучить, вывести из тени, а может даже реабилитировать перед страной.
Немка Екатерина Яковлевна Гопп, 1923 года рождения, в 1942 году была сослана в Киров на лесоповал в тайгу. Было ей всего 19 лет. Маленькая, худенькая. Привезли, выдали ватники, фуфайки, ботинки на деревянной подошве. «Ох, какими тяжёлыми они были, пропитавшись водой». Целый год работали изо дня в день с 6 утра до 6 вечера, а бывало, и того дольше: днём валили лес, ночью грузили в эшелоны.
«Не успевали грузить. Одну платформу нагрузишь, глядишь, уже другая подъехала». Было тяжело и страшно. «Идёшь домой. - Куда? Ляжешь спать. - Вставайте. Работать. Бывало, сутки не были в бараках. С работы возвращались мокрые, холодные. Первое время считали и в барак, и из барака. Так уставали, что решили убежать. Спрятались под нары. Конечно же, нашли. Спасибо, что не наказали.
Жизнь была однообразной: работа – барак - работа. Еда скудная: суп из солёной крапивы или иван-чая, в котором плавает одна, две сушёные картошки, и к этому «богатству» смородиновый чай. Сырой воды не видели, а так хотелось пить просто воду». Общаться запрещали, не было подруг, некому было открыть душу. С 1943 по 44 годы работала на погрузке, позже на шпалорезке. Помнит Екатерина Яковлевна два страшных торфяных пожара, которые возникли от искр идущих паровозов. Тушили сутками. Много смертей пришлось увидеть: от голода, холода, болезни, от непосильного труда. А хрупкая девушка выстояла.
В 1954 году получила паспорт, а вместе с ним и свободу. Много пережив, пройдя через жестокие испытания, Екатерина Яковлевна не озлобилась на жизнь, на тех, кто лишил её родителей, детства, юности, она никого не кляла, не винила, не плакалась на тяжёлую судьбу.
Ангольд Самуилович Ваземиллер родился в 1937 году в Поволжье. А в 1941-м вся семья как и все русские немцы была сослана, в Сибирь, в Большемуртинский район Красноярского края. Долгое время находились под комендатурой. После смерти Сталина комендатуру сняли. Жить стало легче. В 1956 году семья переехала в совхоз села Российка. По состоянию здоровья в армию не взяли, пошёл работать. Пас телят, пилил дрова. В 1960 году при Большемуртинском МТС окончил курсы трактористов и пошёл работать механизатором.
Ангольд Самуилович с улыбкой вспоминает своего первого стального коня, он назывался «Универсал». «Сиденье, как на сегодняшних покосных граблях, железные колёса со шпорами». На нём он косил сено для совхоза. С этого трактора он пересел на более совершенный ДТ-54. Весной пахал, сеял, летом возил траву, закладывал силосные ямы. Работали с 4 часов утра до 12 часов вечера: уходил - дети уже спали, приходил – еще спали. Не обходилось без поломок.
Тут же в поле ремонтировались и дальше работать. Осенью переходил на комбайн. Вот тут-то и начиналась битва за урожай. Ангольд Самуилович участвовал в соцсоревнованиях. Часто на поле приезжал профорг и подхлёстывал, дразнил: «Этот-то столько намолотил, а другой столько-то! А ты!» Захваченный духом соревнования, работал, как одержимый. Один за другим отправлялись бункеры с зерном в кузов ЗИЛа. Прямо на поле председатель сельского Совета вручал вымпел «Лучшему комбайнеру», и жатва продолжалась, продолжалось соревнование.
В 1969 году как победителя соцсоревнования Ваземиллера отправили в Москву на ВДНХ. Первая встреча с Москвой. Пять суток навсегда остались в памяти. Ленинские горы, Мавзолей, Красная площадь, Оружейная палата, Царь-пушка, ЦУМ, метро – всё это большое, новое, красивое! Эта красота – награда за труд. Увиденное тогда и сегодня вызывает восхищение. Но ещё на выставке Ангольд Самуилович впервые увидел машину-заправщик (они-то заправляли свою технику из ведра) и доярку, управляющуюся со стадом из 100 голов.
В 1970 году Ваземиллер награждён медалью «За доблестный труд» в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина. В 1976 году Ангольд Самуилович стал победителем в уборке зерновых и награждён Орденом Трудовой Славы.
Работу свою любил, о наградах не думал. «Трудно было, но интересно. Жили и работали с песнями», - говорит Ангольд Самуилович. В 1976 году освоил новую технику - «Кировец», сильный, быстрый, комфортный, на котором до 1997 года пахал землю.