Каждый человек – набор уникальных ментальных особенностей. В случае, описанном сегодня, информация изложена максимально кратко: что было на начало обучения (индивидуальные занятия с репетитором), этапы работы репетитора, результат.
Что имеем в начале обучения:
Про английский и нюансы личности:
- страдает произношение,
- быстро забываются все правила и слова (весь пройденный материал),
- страдают усидчивость и удержание фокуса внимания на выполнении заданий в течение длительного времени (терпения хватает только на очень короткие промежутки времени).
Как результат (также на момент начала работы с учеником): занятия английским в течение длительного времени не принесли желаемого результата в знании языка и умении им пользоваться.
Что сделано:
1) Работа с произношением:
- В план каждого урока включены небольшие разминки на произношение (чтение слов с фокусом на отдельные звуки, скороговорки на разные звуки) – в 1ой части занятия.
- До/после прочтения текста (вне зависимости – на общее понимание или на детальное понимание) – тщательное прочитывание его с фокусом на интонацию предложений и на звучание каждого слова.
- В течение каждого урока в заданиях с акцентом на проработку других навыков (аудирование/говорение и т.д.) репетитор ведёт запись всех неправильно произнесённых слов, а в конце урока выполняется небольшое задание: корректировка произношения этих слов (сначала предлагается ученику самому повторно прочитать слова, если ошибка допускается повторно, то корректируется репетитором + повторение учеником. Кроме того, данное слово переносится на разминку в начале следующего занятия).
2) Работа с памятью:
- При тщательном планировании каждого урока учитываются все ранее пройденные темы и слова, задания составляются обязательно с изученным набором лексики и правил. Если в используемых готовых материалах этого нет, репетитор готовит отдельные задания небольшого объёма на повторение.
- При допуске ошибок на пройденную тему, ученику предлагается самому проанализировать, найти и исправить ошибку. Если не получается с 1ого раза, репетитор помогает с помощью наводящих вопросов. Когда ученик затрудняется и с подсказками найти ошибку, репетитор возвращает правило (открывает) и просит его пересмотреть, рассказать, как помнит. После чего – возврат к допущенной ошибке и повторная попытка исправить её самостоятельно.
- Обязательное добавление небольших игр на развитие кратковременной памяти в каждое занятие.
3) Работа с усидчивостью и фокусом внимания:
- внедрение физической активности на занятиях (подвижные игры),
- разноплановые задания с фокусом внимания на разных языковых нюансах (избегание затяжной однообразной работы мозга),
- максимально возможное внедрение материалов в соответствии с интересами ученика (фильмы, игры, песни, книги, хобби).
На изображениях ниже представлены:
1) План, разработанный, для 1 из занятия в летний период.
План:
1 - новая лексика из предыдущего урока + "быть" (формы настоящего времени) - краткое повторение + практика
2 - сравнительные и превосходные формы имён прилагательных: краткое повторение + практика в речи
3 - практика произношения
4 - введение в тему "погода"
5 - лексика + чтение + игра + тренировочные задания ВПР + ОГЭ
6 - обзор предыдущей домашней работы + корректировка ошибок
2) Пример задания на повторение лексики из прошлого занятия в сочетании с небольшим повторением ранее изученного правила.
Результаты:
1. Ребёнок стал лучше читать и говорить (отмечено родителями и получаемыми оценками в школе за задания на прочтение текстов, устный рассказ на определённую тему).
2. У ребёнка держится объёмная информация в голове, ориентируется в работе с языком в рамках разных грамматических тем.
3. У ребёнка заметны улучшения в работе кратковременной памяти (новая информация стала усваиваться намного быстрее, требуется меньше времени на повторение пройденного материала, реже приходится прибегать к полному повтору ранее изученных правил и слов).
4. Ребёнок не устаёт за час занятия, вовлечённость в выполнение заданий сохраняется в течение всего времени урока.
Срок работы с данным учеником на момент написания – 5 месяцев.
Оценка в школе до занятий – 3 (общая школьная программа).
Оценка в школе на момент окончания учебного года – 4/5.
Принципы, описанные в кейсе выше (соблюдаются в работе с каждым учеником):
- общение с ребёнком на равных,
- уважительное отношение к ученику,
- запуск самостоятельной мозговой активности,
- объяснение правил грамматики без зубрёжки, через логическое понимание,
- немедленный перевод изучаемого материала в речь (и письменную, и устную),
- нет – учебникам и стандартным учебным пособиям, да - индивидуальной работе репетитора-методиста.
Важный нюанс:
Мы не работаем с запросами «подтянуть успеваемость в школе, т.к. не видим смысла ставить школьнику цель – получить оценку.
Мы против оценок.
Запрос, с которым работаем: знать язык, чтобы уметь выполнять конкретные задачи (смотреть мультфильмы, уметь рассказать о себе определённую информацию, уметь взаимодействовать в диалоге – письменном и устном) и т.д.
Единственный наш критерий оценки знания ученика – достаточно хорошие знания для поставленной цели/недостаточно хорошие знания.
Теги:
#английскийязык #кейс #репетитор
#школьник #преподаватель #методист
#обучение #образование #внимание #память