Найти тему

Не надо ТАК делать! 5 распространенных ошибок при самостоятельном монтаже винтовых свай

Простым языком о тонкостях установки свайно-винтового фундамента.

Установка фундамента на винтовых сваях — решение, которое должно быть обосновано точным проектированием и результатами геологических исследований. Это аксиома. Однако, несмотря на зависимость удачного монтажа от конкретных (вышеперечисленных!) факторов, технология устройства позволяет возвести основание своими руками. Задача эта хоть и трудоемкая, но выполнимая. Главное — обойтись без просчетов.

В этом материале мы разобрали 5 самых распространенных ошибок, которые допускают неопытные монтажники при возведении свайно-винтового фундамента. Запоминайте и не повторяйте!

1. Установка сваи в заранее выкопанное отверстие

Метод, популярный у неопытных бригад — чаще всего ошибка допускается при работах на каменистом грунте, когда рабочие пытаются преодолеть большое количество твердых препятствий — камни, корни деревьев, строительный мусор. Почему нельзя устанавливать сваи в заранее подготовленное отверстие? Важно понимать, что в ходе эксплуатации свая подвергается значительной статической нагрузке — осевому вдавливанию и горизонтальному перемещению. По сути, такой «прием» уменьшит горизонтальную стабильность винтовой опоры — важнейший показатель, влияющий на ее несущую способность.

2. Отклонение опоры от вертикали

Установка винтовых свай, при всей необходимой точности, предполагает незначительные погрешности — не более 2 градусов по вертикали и в пределах от 4 до 5 см в горизонтальной плоскости. Предельные отклонения фактического положения опор от проектного должны соотносится с показателями, приведенными в нормативном документе — СП 45.13330.2017.

Отклонение сваи может быть вызвано несколькими причинами — дефектом острия опоры, наличием в грунте твердого препятствия или ошибками в технологии монтажа. Во избежание перечисленных последствий рекомендуем с особым вниманием отнестись к приемке свай.

В процессе установки смещение от вертикального положения необходимо проверять после каждого второго витка — для этого используется обычный уровень. Именно поэтому в процесс закручивания винтовой сваи лучше задействовать минимум троих — два человека закручивают, один — проверяет отклонение.

3. Установка на недостаточную глубину

Главный технологический принцип свайно-винтового фундамента — установка опор на уровень ниже глубины промерзания грунта — до его плотных несущих слоев. За счет этого принципа винтовые сваи приобретают устойчивость к выталкивающим силам морозного пучения и горизонтальным подвижкам грунта, а также не проседают под тяжестью строения.

Расчет глубины установки винтовой сваи определяется в ходе ревизии грунта. Базовые нормативы прописаны в соответствующей документации — СП 24.13330.2011 «Свайные фундаменты» (актуализированная редакция СНиП 2.02.03-85).

Совет: не пренебрегайте профессиональным исследованием грунта — сэкономив на грамотном изыскании, вы подвергаете фундамент риску преждевременного выхода из строя.

4. Отсутствие заполнения сваи

Внутренняя поверхность сваи представляет собой необработанный металл — такой материал подвержен возникновению коррозии. Для того чтобы внутрь опоры не попадала влага, и не возник процесс самопроизвольного разрушения металла, полость заполняют цементно-песчаной смесью.

Конденсат способен нанести серьезный вред металлоконструкции и существенно снизить срок службы стального основания. Также жидкость внутри опоры может скапливаться по причине негерметичности ее корпуса. Подобный дефект впоследствии приводит к замерзанию воды —затем, увеличиваясь в объеме, она попросту разрывает сваю изнутри.

5. Отсутствие защитного слоя на сварных швах

Данная ошибка допускается на этапе приварки оголовков — детали, предназначенной для крепления обвязки и равномерного распределения нагрузки от здания на свайное поле. Несмотря на то, что сварное соединение — одно из наиболее прочных, сам процесс варки закладывает предпосылки для последующего разрушения шва. Сварочные швы подвергаются воздействию коррозии быстрее основного металла из-за внутренних напряжений, появляющихся под действием механических нагрузок, значительного нагрева (выгорания легирующих элементов) и возникновения микротрещин и пор.

Защита швов осуществляется посредством их обработки двухкомпонентной антикоррозионной грунт-эмалью, а также спреев на основе акриловой смолы и пигментов нержавеющей стали. В некоторых случаях применяются специальные пасты для защиты швов.

Понравился материал? Подписывайтесь на наш канал — впереди огромное количество интересной информации о строительстве и еще больше мнений экспертов.