1900-1904 годы
Российская империя
В начале июня 1903 года в России при Главном штабе было учреждено разведочное отделение, в задачу которого входила контрразведывательная деятельность. 4 июня 1903 года первым его руководителем был назначен жандармский офицер - ротмистр Лавров Владимир Николаевич*.
Один из первых, кто привлек к себе внимание ведомства Лаврова, был военный атташе Японии подполковник Мотодзиро Акаси. За ним установили постоянное негласное наблюдение.
26 декабря наружка сообщила, что на имя Акаси пришло письмо с таким текстом: «Буду на другой день в то же время. Ваш 1».
После подобного за Акаси и его помощниками установили наблюдение.
А вскоре наружка выяснила, что капитана Тано в его квартире по субботам посещает некий ротмистр русской армии, который проводит в квартире японца не меньше часа времени. В это же время на квартире Тано появлялся и Акаси. Наружке поставили задание выяснить кто этот ротмистр. Установить личность последнего не составило труда. Им оказался штаб-офицер по особым поручениям при главном интенданте ротмистр Ивков.
За ним также установили наблюдение, и с удивлением выяснили, что ротмистр Ивков поддерживает тесные контакты также с военными агентами Франции и Германии.
26 февраля 1904 года Лавров арестовал Ивкова. Последнему было предъявлено обвинение в государственной измене. На допросах Ивков признал, что добывал секретную информацию для японской, германской и французской разведок, не бесплатно, разумеется..
Ивков покончил с собой в тюремной камере, не дожидаясь суда.
Об эффективности работы Акаси говорит нижеприведенный факт.
В январе 1900 года в Морской академии проводилась военно-морская игра с целью проверки возможностей русского флота и русской армии в случае войны с Японией. Игра шла три месяца, проводилась два раза в неделю.
Японскую сторону в этой игре представлял адмирал А.А. Вирениус. Войну он начал внезапным ночным нападением на русские суда, стоявшие на внешнем рейде Порт-Артура.
Игра показала, что Россия не готова к войне на Дальнем Востоке. По итогам этой оперативной игры был составлен подробный и объемный по размеру секретный отчет, переданный морскому министру и в Главный штаб.
Так вот 27 января 1904 года нападением на русскую эскадру в Порт-Артуре японцы в точности повторили план адмирала А.А. Вирениуса, продемонстрированный ним в игре в 1900 году.
У знающих про эту игру и план адмирала А.А. Вирениуса не было никаких сомнений, что японская разведка имела копию отчета об этой игре и использовала наш план против нашего же флота.
(Источник: Бондаренко А.Ю.)