Итак, мы - владельцы футбольного клуба. В команде собраны спортсмены-звезды, прибавляющие от игры к игре. И середнячки, упрямо выступающие все хуже и хуже. Задача - победа в этом сезоне. Для этого спортивный директор оставляет середнячков, распродает звезд и покупает больше темных лошадок.
Представить подобное в мире спорта сложно. Но именно так ведет себя основная масса новичков и любителей на фондовом рынке.
Конкретно - продают растущие акции и продолжают держать убыточные.
Терранс Один проанализировал десятки тысяч личных счетов инвесторов за много лет и выяснил, что инвесторы чаще продают акции, которые поднимаются в цене. Более того, делают это слишком рано - бумаги продолжают расти.
Если перенести подобное поведение в мир спорта - да куда угодно - оно будет выглядеть абсурдно. На фондовом рынке же дается псевдологическое обоснование - мол, растущие акции скоро исчерпают свой рост. И могут начать терять в стоимости. А неудачники "обладают потенциалом".
Подобное поведение берет начало в хорошо знакомом нам (надеюсь) эффекте неприятия потерь. Зафиксировать прибыль - значит выиграть. Продать неудачные инвестиции - признать поражение. Ведь пока мы держим слабые акции - убыток бумажный. О нем никто не знает. Его как бы нет.
Для минимизации ошибки - тренируем "взгляд сверху". Как правило, люди рассматривают каждый пакет акций, бизнес-идею, проект по отдельности. И хотят выиграть в каждом конкретном случае. А это невозможно.
Смысл не победить во всех стычках, а выиграть войну.
© Николай Молчанов, МГУ, кандидат психологических наук, Executive MBA в INSEAD, 20 лет в strategy&marketing, автор концепции психологической инженерии бизнеса
подкаст: https://nmolchanov.mave.digital/
Моя книга "Человек покупающий и продающий" - все что важно знать о связи психологии и бизнеса.
Купить - OZON, Labirint, Читай-Город, Book24, Litres, книжный магазин за углом и торренты