Найти в Дзене
Несчастливое число: как конец десятилетия меняет нашу жизнь
Что же может побудить человека начать кардинально менять свою жизнь? А? Давайте посмотрим на «Всемирный обзор ценностей», изучивший 42 063 человека из сотни стран мира. Итак, четкий прогностический признак – думать о смысле жизни заставляет цифра 9 в конце возраста. И не только думать. Исследования Хэла Хэршфилда показывают, что среди людей, в первый раз бегущих марафон на 25% больше тех, чей возраст заканчивается на 9, чем бегунов с возрастом, оканчивающимся на любую другую цифру. Да что там – на сайтах знакомств мужчин в возрасте 29,39,49 и 59 лет почти на 20% выше случайного распределения...
20 часов назад
Как обмануть мозг и похудеть
Впереди нас ждет две недели непрерывных новогодних салатов. Считать калории может и правильно, но, очень скучно, так что лучше я расскажу о психологических хитростях, которые помогают контролировать вес. Начнем с того, что просто обращаем внимание на то, что и как мы едим, на вкус и запах. Это не дань модной теме осознанности, а сухая нейропсихология. Когда мы смотрим сериал и вдобавок что-то машинально жуем, то мозг запоминает именно сериал. Всякие же перекусы гиппокамп просто отбрасывает. В итоге – мозг не помнит, сколько мы сегодня уже съели...
1 день назад
Главный секрет приматов: что мы любим даже больше секса
И что же нам, проказливым читателям блога «Психология Маркетинга», нравится больше всего? В физическом плане? Поесть или там секс - конечно, очень хорошо. Особенно в длинные новогодние праздники, когда заняться особо нечем. У меня вот и средненький в результате родился как раз в конце сентября. Но все же в этих случаях нас подталкивают либо неприятные ощущения (как голод в случае с едой) или мощный поток гормонов в случае любви. А вообще-то, самое любимое занятие приматов – груминг. Почесывания и поглаживания...
2 дня назад
Отток на 30%? LinkedIn показал, как снизить его вдвое – подход "30 дней счастья"
Однажды компания LinkedIn, давным-давно заблокированная в России, решила повысить выручку своего продукта для рекрутеров. Решение, что нужно сделать, было очевидно: сократить отток. Он, по словам Хизов, был внушительным — около 30% клиентов уходили в течение года. Стандартная практика, которую использовал LinkedIn: героически хватать за рукав в последний момент. Каждый, кто переходил к другому оператору сотовой связи знаком с подобной практикой. Тебе звонят и предлагают сохранить номер в обмен на плюшки, скидки и клятвы в вечной любви...
4 дня назад
“Сильный чилийский паспорт” – зачем о нем вообще говорить?
Тут в интернетах бурно обсуждает "сильный чилийский паспорт", который удалось получить ребенку тольяттинского чиновника. Сюжет знакомый. Казалось бы – ты, твой муж или отец – чиновник средней руки. Официальная зарплата невелика. В публичных речах и постах он сочится словами "традиционные ценности" и "Великая Россия". Но при этом у человека есть все. Но вот зачем писать о трансатлантических перелетах бизнес - классом и выборе места родов между США, Канадой и Латинской Америкой? Зачем постить фото...
5 дней назад
От лягушек до кефира: Почему наш организм готов к большему, чем мы думаем
Я как-то уже писал о нашей теоретической всеядности и ее отсутствии на практике. Из 250–300 тысяч съедобных растений до тарелки доезжает лишь пара сотен, то, что мы называем «культурами». Остальное — сплошной «нераскрытый каталог». Причем меню глобально выравнивается по всей планете — за полвека рационы стран стали намного более похожими, вариативность упала на 68,8%. Для производства и логистики удобно, для микробиоты скучно. Более того, всеядность - это не только, что мы едим, но и как мы это готовим...
1 неделю назад
Магия чисел: психология ценника
Почему в супермаркете пишут «скидка - 4 йогурта за 160 рублей», а не «40 руб. за штуку»? Цена за единицу товара идентична, но финансовый результат для магазина — совершенно разный. Точнее даже так - в первом случае он вырастет практически на треть. В основе этого феномена лежит одна из самых известных когнитивных ошибок — эффект якорения. Точнее - первой полученной информации, которая непропорционально сильно влияет на все последующие решения. Наш мозг, как я не устаю напоминать, ленив по умолчанию...
1 неделю назад
"Шлем Бога": рождение нейротеологии
Приставка «нейро» сегодня на каждом углу — нейромаркетинг, нейробиология, нейропсихология. Но все они меркнут на фоне куда более дерзкой дисциплины — нейротеологии, основанной Майклом Персингером. Поэтому сегодня, в день начала зимних сатурналий, давайте поговорим об изучении нейронных основ религиозных переживаний. Итак, в 1980-х годах Персингер разработал легендарный аппарат, получивший прозвище «Шлем Бога». Внешне он походил на снегоходный шлем, но внутри — слабые электромагнитные катушки, направленные на височные доли...
1 неделю назад
Купил, сравнил, забыл: куда исчезает радость от новой вещи
Итак, сравнение — мощный инструмент, но у него есть опасный побочный эффект. Со временем то, с чем идет сравнение, способно измениться, а вместе с этим изменится и наше отношение. Как пишет Дэниел Гилберт, профессор психологии Гарвардского университета, когда в магазине мы сравниваем звучание маленьких акустических колонок и огромных мастодонтов – то легко замечаем разницу в звуке. Басы глубже. Берем большие, мы же не хотим слушать урезанный звук. Притаскиваем их домой. И тут происходит магия исчезновения - мы больше никогда не услышим ту пару маленьких колонок, чтобы сравнить...
1 неделю назад
Ловушка одиночного выбора: как продать сломанную вещь дороже новой
Приближается Новый год — сезон импульсивных покупок. Так что сегодня-завтра будем разбираться – как не попасть впросак. Начнем с эксперимента, четверть века назад проведенного профессором Кристофером Хси из школы бизнеса им. Бута Чикагского университета. Которая, кстати, является лидером по количеству Нобелевских премий по экономике. Одну группу людей спрашивали – сколько бы они заплатили за словарь в прекрасном состоянии и содержащий 10 000 слов. В среднем давали 24 доллара. Второй группе предложили словарь с 20 000 слов, но с немного порванной обложкой...
1 неделю назад
Проклятие знания: вырываем страницу с ответами из учебника жизни
Кто изобрел радио? (Попов, ну, или Маркони) Кто первым вышел в открытый космос? (Алексей Леонов) Кто открыл Австралию? (Джеймс Кук) Когда читаешь подобные факты, они выглядят знакомыми. Потому что таковыми и являются. Поэтому ничего удивительного, что в исследовании Фишхоффа испытуемые решили, что это простые вопросы. Парадокс в том, что когда другим людям показывались те же вопросы, но уже без ответов – они оценивали их как очень сложные. Прочитав связку "вопрос плюс ответ", человек становится не в состоянии понять – насколько трудной представляется задача без приведенного ответа...
2 недели назад
Морковка для Homo Sapiens: почему эволюция пообещала нам счастье, но выдаёт только надежду
Лотерея - штука замечательно эффективная. Надежда получить суперприз, за просто так стать миллиардером мотивирует сильнее унылой гарантированной ставки по депозиту. В погоне за "большим призом" люди открывают свой бизнес, мутят стартапы, где шансы победить хоть и выше, нежели в лотерее, но количество банкротств явно превосходит число единорогов. Потому что любовь к игре с удачей вживлена в нас на уровне физиологии. С точки зрения эволюции, счастье – штука нужная. Только нужно оно исключительно в качестве недостижимой морковки — всегда впереди, никогда в зубах...
2 недели назад