В 1828 году в Крестовоздвиженской церкви города Нарыма ссыльный декабрист, дворянин Николай Мозгалевский обвенчался с казачкой (а по отцу мещанкой) из Тобольской губернии Евдокией (Авдотьей) Ларионовной Агеевой. Дашенька (так ее звали в семье) оказалась первой из сибирячек, которая решилась выйти замуж за ссыльного декабриста. И хоть венчание и свадьба Мозгалевских прошли по всем сибирским обычаям и обрядам церкви, но бракосочетание вызвало некоторый резонанс и скандал, ведь молодые поженились без разрешения вышестоящих государственных органов. А государственные преступники были обязаны спрашивать разрешение у властей на законный брак. Так что брак их был признан только в 1829 г.
Жених Николай Осипович Мозгалевский родился в 1801 году в дворянской семье и был по происхождению наполовину французом по маменьке. Мать Николая - Виктория Карловна де Розет была француженкой, дочерью гувернантки и учителя. А отец его Осип Федорович Мозгалевский имел хорошую родословную, был помещиком Черниговской губернии, отставным капитаном гвардии, и даже служил нежинским уездным судьей. В их семье было еще три брата и 5 сестер.
Николай Осипович получил домашнее образование, детям были наняты учителя и гувернеры, а с 13 лет он воспитывался в Первом кадетском корпусе, с 1814 по 1821 годы, откуда был выпущен прапорщиком в Саратовский пехотный полк. В 1825 г. получил звание подпоручика того же полка.
В 1825 г. Николай вступил в Общества соединенных славян. А 13.02.1826 был арестован "за сочувствие и участие в тайных обществах" и 21.02.1826 доставлен из Житомира в Петербург. С 21-22 февраля 1826 находился в заключении на Главной гауптвахте в Императорском Зимнем дворце, а с 22 февраля по 4 августа 1826 находился в заключении в Петропавловской крепости. Осужден по VII (VIII) разряду и приговорён к ссылке на вечное поселение.
С 1826 г Николай Осипович отбывал ссылку в Нарыме Тобольской губернии, где и приглядел себе невестушку Дашеньку (Дусю), ему так не хватало семейного тепла, уюта и тяготило одиночество, что он, оценив красоту, острый ум и душевные качества простой девушки, решил жениться на ней.
Невеста Николая Осиповича - Авдотья Ларионовна была женщиной простой, но неутомимой, жизнерадостной, прекрасно одаренной от природы мудростью и женским чутьем. Она ловко научилась читать и писать, окружила Николая Осиповича заботой, вниманием, подарила ему спокойствие и тепло, все, чего так не хватало каторжнику. За её острый ум и рассудительность друзья семьи прозвали Авдотью Ларионовну "царём Соломоном".
Первые восемь лет после свадьбы Мозгалевские прожили в Нарыме. Из Нарыма семью перевезли в село Курагинское Енисейской губернии, а затем в село Теснинское. В 1839 году Мозгалевские переехали в Минусинск из-за пошатнувшегося здоровья Николая. В Минусинске и окрестностях жили на поселении декабристы братья Крюковы и Беляевы, П.Фаленберг, А. Фролов, И. Киреев, А Тютчев.
В семье у Мозгалевских царили совет да любовь и родилось восемь детей (сыновья - Павел, Валентин, Александр, Виктор, дочери - Варвара, Елена, Прасковья, Пелагея), некоторые из которых родились еще до Минусинска. С такой оравой детей семье приходилось трудно, часто не хватало даже на хлеб. И супруги работали на самых тяжелых работах, но все равно еле-еле сводили концы с концами. Дети с благодарностью вспоминали, что после скудного ужина, Евдокия укладывала их пораньше и занимала различными сказками и старинными песнями.
В Минусинске уже очень больной чахоткой Николай Мозгалевский пахал землю, выращивал и убирал урожаи хлеба, косил сено, выращивал арбузы и табак, а жена обстирывала и убирала богатые дома. Николай Осипович давал частные уроки детям из богатых семей в их домах, а детям бедняков на заимке Беляевых за городом, но тайно, так как ему не разрешено было преподавать. Но все равно средств не хватало.
Через 5 лет после переезда в Минусинск (1844) Николай Осипович Мозгалевский скончался в возрасте 43 лет от чахотки и тяжелого труда, оставив Авдотью (Евдокию) вдовой восемью детьми на руках, старшему из которых было 15 лет. Но Евдокия Ларионовна выстояла, помогли также друзья-декабристы. Авдотья Ларионовна стирала белье в богатых домах, белила потолки, мыла полы. Из кассы взаимопомощи "Артели" семье ссужали безвозмездно деньги.
Друзья помогли с детьми. Так одну из дочерей Мозгалевских Пелагею взяла на воспитание семья декабриста Николая Васильевича Басаргина и его третьей жены Ольги Ивановны Медведевой. Ольга Ивановна была урожденной Менделеевой и являлась сестрой великого ученого химика Дмитрия Ивановича Менделеева. Впоследствии Пелагея ("Полинька") вышла замуж за их родственника - брата Павла Ивановича Менделеева.
Декабрист И. Киреев подготовил младшего сына Мозгалевских - Виктора к поступлению в кадетский корпус, куда юношу удалось пристроить за казенный счет. Позже в 1908 году он дослужился до генерал-майора.
Евдокие Ларионовне пришлось взять ссуду как бы "под залог своих детей", чтобы освободить одного из сыновей от солдатской службы на 25 лет, а два ее сына должны были бесплатно отрабатывать эту ссуду несколько лет.
Дочь Мозголевских Елена почти постоянно проживала в семье минусинского окружного начальника Н. Кострова, человека слывшего прогрессивными взглядами.
Время шло. Два сына Мозгалевских по разным причинам рано ушли из жизни. Младший сын сделал военную карьеру и порвал с семьей, несмотря на все уговоры Пущина встретиться с матерью. Девочки росли в других семьях. А с Авдотьей Ларионовной в Минусинске остался только сын Александр.
Авдотья Ларионовна Мозгалевская скончалась в 1888 году в Красноярске, куда перевез ее сын Александр.
Сам Александр Николаевич Мозгалевский сначала занимался крестьянским трудом, затем работал у частных предпринимателй, затем поступил в Акциз соляным контролером на Кордоне на берегу Енисея, где строилась Саяно-Шушенская ГЭС.
В семье Александра Николаевича и жены его Анфисы Даниловны было десять детей. Супруги воспитывали их так, чтобы уважать и чтить память деда декабриста Николая Осиповича Мозгалевского и бабушки Авдотьи (Евдокии) Ларионовны. Александр Николавич скончался в 1899 году, а жена его Анфиса Даниловна прожила 100 лет и застала даже 1930-е годы 20 го века, сохраняя память и документы Мозгалевских. В наши дни осталось несколько потомков Мозгалевских, но о них нужно рассказывать в отдельном очерке.