12 июля, а по старому стилю 29 июня, празднуется память апостолов Петра и Павла.
Образ святых апостолов имел особенное значение для наших предков — об этом можно судить по большому количеству посвящённых им храмов и престолов, по многочисленным упоминаниям Петра и Павла в народных стихах и сказаниях.
Апостол Пётр, которому по преданию Христос доверил ключи от рая, чтится русским народом почти наравне с Николаем Чудотворцем. Ему приписывают помощь пахарям и особенное покровительство рыболовам: сам Пётр до призвания в апостолы был рыбаком.
Празднику Петра и Павла предшествовал Петровский или апостольский пост, продолжительность которого зависит от даты Пасхи. При поздней Пасхе пост длится чуть больше недели, при ранней — почти два месяца. В народе его называли "петровки-голодовки": прошлогодние запасы обычно заканчивались, а до нового урожая было ещё долго, время действительно было голодное.
Считалось, что в этот день солнце играет как на "Велик день" — Пасху. Несмотря на тяжёлый летний труд, молодые парни и девки ходили в этот день «караулить солнце» — встречать рассвет. Этнографы со слов сельчан так описывают это явление: только что поднявшееся солнце "принимается играть, разными цветами переливать лучи свои горячие: то красным, то впросинь-впроголубь, а то и впразелень".
Петровым днём заканчивались купальские гуляния и начинались петровы хороводы, длящиеся вплоть до первого Спаса, 1 августа. Даже в самую горячую летнюю пору народ находил возможность сделать Петров день выходным. Принято было ходить в гости: "принашивали приносы петровские зятьям тещи, на угощенье напрашивались; кумовья крестников спроведывали, с пирогами со пшеничными прихаживали; сватья друг друга угощали".
Ещё одним весёлым праздничным развлечением были качели. Девушки с парнями качались на качелях и крутились на каруселях до глубокой ночи. Об этом свидетельствуют сохранившиеся в народе поговорки: «Как ни сторонись, девка, а на петровских качелях с пареньком покачаешься!», «Петровы качели — девичье веселье!», «На Петров день качались, к Покрову свадьбу-радость справили!» и т.д.
Немецкий путешественник Адам Олеарий, оставивший нам красочные описания Московии XVI-гo столетия, так пишет о петровских гуляниях: «У всех русских и москвитян отправляется около сего праздника странное игрище. Хотя они строго и безвыходно держат жен своих в домах, так что весьма редко пускают их в церковь или в гости, но в некоторые праздники позволяют женам и дочерям своим ходить на приятные луга: там оне качаются на круглых качелях, поют особенныя песни и, схватясь одна с другой руками, водят круги, или пляшут с рукоплесканием и притопыванием ногами».
Связано с Петровым днём и множество примет. «С Петрова дня — красное лето, зеленый покос!» — скажет северный крестьянин, — «Женское лето — до Петра, с Петрова дни — страдная пора!» «С Петрова дня — второй покос» — заметит южанин. «Далеко кулику до Петрова дня!» — скажут оба в начале голодного поста.
«Худое порося и в Петровки зябнет; дворянская кровь и в Петров день мерзнет!», «В Петров день барашка в лоб (можно разговеться)!», «С Петрова дня зарница хлеб зарит!», «Пётр и Павел жару прибавил», но зато «Пётр и Павел час убавил» — день становится короче, солнце поворачивает к зиме, «Петровка — голодовка, Спасовка — лакомка!» и т. д.
С Петрова дня заканчивали собирать целебные травы и начинался сенокос. «Коли дождь на Петра — сенокос мокрый!», «На Петров день дождь — сено как хвощ (жесткое, не подходящее на корм), зато — урожай не худой; два дождя — хороший, три дождя — богатый!», «Если просо на Петров день в ложку — будет и на ложку!» — приговаривала деревенская Русь.
Ещё одна традиция, сохраняющаяся до сих пор — отмечать 12 июля или близко к нему день рыбака. Это связано с тем, что первые апостолы были рыбаками и потому издавна считались покровителями рыболовства. В этот день заключались сделки между ловцами и рыбопромышленниками, завершились расчёты по весеннему лову. Петровым днем заканчивалась весенняя и начиналась летняя рыболовная пора. Праздник рыбаков по доброй традиции начинался с молебна апостолам — рыбаки просили хорошего улова, а продолжался богатым угощением.
По книге А. А. Коринфского «Народная Русь. Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа».
Интересная статья? Делитесь ей в соцсетях, ставьте лайки и оставляйте комментарии. Это поможет развитию канала!
Если вы хотите узнать больше об истории вашей семьи, или получить консультацию генеалога, обращайтесь к нам по телефону 8 800 100 41 47
Центр генеалогии "Семейная реликвия"