Временем рождения Морица Альбрехта Франца Фридриха Федора фон Бока стал 1880 год. Он родился в семье кадрового офицера, продолжившего династийную традицию, и заслужившего дворянский титул в многочисленных сражениях. Погиб в год окончания войны после обстрела его автомобиля из английского самолета. Был удостоен звания генерал-фельдмаршала накануне войны наряду с еще одиннадцатью военачальниками. Ко времени вторжения Германии в СССР он также возглавлял группу армий «Центр». Под его же командованием велось наступление на московском направлении в осенние дни первого года войны.
Этого немецкого военачальника можно смело отнести к когорте принципиальных людей. У него был собственный взгляд на все происходящее и отстаивал он его во всех случаях. В период противостояния фашистского Рейха и СССР фон Бок регулярно делал дневниковые записи, по которым он выглядит, как ироничный, наблюдательный и преданный службе офицер.
Он был убежден, что нужно достойно обращаться с населением на захваченных территориях, поскольку только так можно поддерживать войсковую дисциплину. Из записей в дневниках видно, что до вторжения в СССР он относил Красную армию к несерьезному противнику, а славян – к «некультурным» народам.
Для его армий победоносный путь к Москве расчищали танковые дивизии Г. Гота и Х. Гудериана. Так, в Смоленском сражении было пленено свыше 300 000 красноармейцев. Были захвачены или разбиты танки в количестве свыше 3 200 единиц и почти 3 100 пушек. На конец лета первого года войны потери его армий в общей сложности составили до 100 000 военных, а противостоящие ему советские войска потеряли около 750 000 бойцов.
В конце первого года войны упрямый генерал смело и прямо высказал ряд острых замечаний о тяжелейшей ситуации на линии фронта, чем сильно разгневал фюрера. Срыв захвата советской столицы и последующий зимний кризис фюрер записал насчет генералов, включая и нашего.
К моменту, когда путь на Москву открылся, фюрер спонтанно решил наступать на Ленинград и Киев. Для этого он изъял из войск, подчиненных фон Боку, как тот не сопротивлялся, почти все танковые и некоторые пехотные корпуса. Оставшимся войскам пришлось перейти к оборонительным действиям. Тем более, что в это время в Советскую Армию влилось свежее пополнение, которым удалось потеснить немцев от Москвы.
Измотанные в тяжелых боях солдаты и офицеры, начали последнее и отчаянное наступление в середине осени первого года войны, однако до Москвы им не удалось дойти. Более того, в результате мощнейшего контрнаступления Советской Армии, начавшегося в декабре, войскам фон Бока замаячила реальная опасность полного окружения и краха.
Узнавший об этом, сильно недовольный канцлер заменил действующего командующего на нового. Но официальная формулировка была совершенно нейтральной – отдых для решения проблем с пошатнувшимся здоровьем.
В самом начале второго года войны, после скоропостижной смерти командующего военной группировкой «Юг», фон Бок заменяет его. Ему были поставлены цели – подготовить плацдарм, чтобы нанести удар по Сталинграду и Кавказу, которых достичь не удалось, хотя был достигнут крупный успех в районе Харькова. Фюрер вновь смещает своего генерала и более на серьезные должности не назначает.
Вновь вспыхивают споры между фон Боком и канцлером. Командующий был против разделения войск отдельно по двум направлениям во время летнего наступления. Летом же его снимают с должности командующего. Официальная формулировка связывала это с плохим здоровьем и лечением.
Боевой генерал тяготился отлучением от службы. Вынужденное бездействие ему было не по нутру. Почти три года его местом нахождения стало прусское имение Гродткен. Он критиковал военно-стратегические планы, разрабатываемые германским военно-политическим руководством, которое стремилось разбить противника «лицом к лицу» тогда, когда отсутствовал сформированный резерв. Сравнивал готовящиеся операции с историческими сражениями, которые для германской армии заканчивались плохо.
Весной в год окончания войны вместе с фельдмаршалом Манштейном он неоднократно наносил визиты Карлу Деницу, предпринимая попытки передачи власти в руки военных, чтобы без задержки осуществить политические решения, которые бы облегчили катастрофические последствия, вызванные военными поражениями.
В первые майские дни уже после взятия Советской Армией Берлина и 𝑐𝑎𝑀𝑜𝑦бий𝑐тв𝑎 А. Гитлера, он получает срочную депешу, написанную Манштейном, с сообщением о том, что К. Дениц занят формированием нового правительства. Тогда генерал, не мешкая, отправляется в путь, взяв с собой жену и дочь. В дороге их машина привлекает внимание британского летчика, который обстреливает ее из пулемета. Жена и дочь п𝑜гиб𝑎ют на месте, а генерал через сутки 𝑦𝑀и𝑝𝑎𝑒т в больнице от несовместимых с жизнью ран.