Как идут поставки через третьи страны и есть ли в списке фарма и медицина
230 тыс. тонн товаров почти на $2 млрд поступило в Россию в рамках параллельного импорта за три недели мая, подсчитали в Минэкономразвития. Почти 15% от всего импорта страны. При этом из раздела медицины и фармы в разрешающем списке практически нет ничего.
Право на ввоз
Товары вносятся в список по заявкам компаний. Есть есть нужда, перечень корректируют в зависимости от решений импортеров по работе в России. Следит за ситуацией и собирает информацию Минпромторг.
На сегодня санкции в отношении медтехники США и странами ЕС не введены - ни на оборудование, ни на комплектующие. Основные западные партнеры уходить с рынка не планируют, информирует ведомство.
"При возникновении необходимости в поставках комплектующих для медицинского оборудования через параллельный импорт, безусловно, перечень товаров, подпадающих под параллельный импорт, будет расширен. При этом производители не сообщали о наличии проблем с поставками комплектующих, кроме логистических, которые у большинства компаний уже решены", - сообщили в ответ на запрос AMMIAC в Минпромторге.
Поставки идут, хотя и дольше. Рынок корректируется и расширяет список партнеров: Китай, Индия, Южная Корея, да те же европейские компании, которые не только продолжают выполнять контрактные обязательства, но и берут на себя часть решения логистических проблем, рассказывают в Ассоциации фармпроизводителей. Проблемы решают по мере поступления.
"Я не могу сказать, что все в порядке, безусловно, вопросы возникают и с логистикой, и кто-то отказывается, соответственно меняем поставщиков, смотрим на замену, где-то, может, секонд-хенд придется использовать, где-то менять оборудование. Все это в рабочем режиме идет", - рассказывает Виктор Дмитриев, генеральный директор Ассоциации российских фармацевтических производителей.
История вопроса
Ввоз товаров без согласия правообладателя в России был под запретом на протяжении 20 лет, хотя в Европе это обычная практика.
Запустить систему параллельного импорта вынудили санкции и решение многих западных компаний о прекращении своих поставок. Постановление правительства вышло в марте, а в мае Ассоциация европейского бизнеса обратилась с просьбой не включать в перечень медицинские изделия и лекарства, чтобы избежать попадания в страну несертифицированной и контрафактной продукции. Хотя ничего общего с такими поставками параллельный импорт не имеет.
"Понятно, что если параллельный импорт осуществляется из какой-то третьей страны на территорию нашей страны и в эту третью страну этот товар попал законным путем, то здесь никакие нормы закона не нарушаются и это, конечно, нельзя считать поставками в серой зоне", - говорит Николай Беспалов, директор по развитию компании RNC Pharma.
На границе серых схем?
Параллельный импорт - понятие правовое и не имеет ничего общего с серыми схемами, подчеркивают чиновники и участники рынка. Разница с обычными поставками лишь в наличии третьей страны-посредника и сам момент разрешения законом.
Происхождение прозрачное, товар, не на коленке сделанный, и пути поставок можно легко отследить по сопроводительным документам. Вопрос, как отразится на цене участие третьей страны.
Страховка для фармрынка
Необходимость в параллельном импорте для фармы пока не возникла.
Правительство подстраховалось, разрешив ввоз лекарств (ссылка) в импортной упаковке. На случай форс-мажора. Кроме того, фармпродукции дают зеленый коридор на таможне. Перебоев с поступлением лекарств на прилавки давно нет, и после мартовского ажиотажа фармацевты даже наблюдали спад продаж.
"Параллельный импорт - это дополнительная возможность в случае обнаружения угрозы дефектуры привезти те препараты, которые по каким-то причинам с рынка ушли, которые были здесь зарегистрированы. Его пока никто не применяет соответственно постольку, поскольку дефектуры нет", - поясняет Виктор Дмитриев, генеральный директор Ассоциации российских фармацевтических производителей.
Без проблем не обходится
Из медицинской продукции в списке параллельного импорта значится лишь оборудование для измерений и хирургии, не зарегистрированное как медизделия. Разрешен ввоз перевязочных материалов, гигиенических средств и детских подгузников. Но хотя сама медицина под санкции и не попала, есть пограничная сфера, связанная с производством.
"Там ситуация по некоторым позициям достаточно сложная. Есть уход с рынка России отдельных поставщиков оборудования и комплектующих, их приходится сейчас менять. Где-то это возможно сделать, где-то это достаточно болезненный процесс", - говорит Николай Беспалов, директор по развитию компании RNC Pharma.
Процесс настолько болезненный, что некоторые компании были вынуждены остановить станки на несколько месяцев в поиске новых поставщиков.
К примеру, химическое сырье при введении санкций оказалось в списке товаров двойного назначения, а в стоматологическом производстве без него не обойтись. По производителям санкции ударили сильнее, чем по отрасли в целом. Пока компании в поисках новых поставщиков, а если ситуация усугубится - тоже выражают надежду на поставки в рамках параллельного импорта.
"Все понимают, что если будут запрещать медицинские изделия с точки зрения пропаганды, будет некрасиво выглядеть. Ну, и если это и произойдет, мы сможем купить и в других странах, и через параллельный импорт эти же материалы тоже через третьи страны. Я не думаю, что грядет какая-то катастрофа", - уверен Юрий Кузовков, генеральный директор ООО "Стомадент".
Новые пути поставок - новые вакансии
Зато на рынке труда параллельный импорт уже диктует новый тренд - появились первые вакансии для специалистов. Зарплата в Москве от ста тысяч.
Среди преимуществ - знание китайского. В первую очередь, говорят участники рынка, такой специалист может быть полезен при поставках оборудования или комплектующих, если есть проблемы у компании. Логистика все еще перекраивается, и процесс обещает быть небыстрым.