"Наш Мир возник из Хаоса." Как зарождалось это представление.
Миф был первой исторической формой познания окружающего мира, с помощью которого люди пытались объяснить различные явления природы и общества. Как осмысленные формы восприятия мира меняли и преодолевали мифологическое сознание можно проследить на примере одной из главных тем первобытной мифологии - темы создания Мира( Космоса) из Хаоса.
Данное восприятие уже было свойственно нашим далёким предкам. Хаос ассоциировался с враждебной человеку темной силой, связанной с миром умерших. В каждой родовой традиции существовали свои представления о Хаосе, как о " мировой тьме", "первичном океане", " подземном мире", " вечной ночи" и т. д. И о Космосе, как о "мировом яйце", "мировом дереве", "мировой горе", "небесном своде", "браке неба и земли " и т. д. Образ жизни первобытных коллективов подчинялся общей линии мифологического сюжета о связи Хаоса с Космосом.
Мифологические образы вторжения сил Хаоса в космическую организацию со временем трансформировались в систему представлений о мировых циклах. А эта система впоследствии вошла во все ранние философские учения. Так появилось понятие мировой катастрофы, как смены одного космического цикла на другой. Гибель мира - это победа сил Хаоса над космически организованным целым, над человечеством. Но катастрофы не вечны. Космос восстанавливается из Хаоса, и начинается новый период космического развития, новый его цикл. Все эти представления естественным образом сливались с иными структурами сознания - абстрактными категориями, такими, как будущее, пространство, время, космос. Что давало возможность в раннеклассовых обществах сформировать важные общие понятия- категории, как " бесконечность", "даль", "бытие ," небытие ","ничто", "сущее "и др. Возникновение таких широких абстракций стало одной из важнейших предпосылок становления естествознания. Преодоление постоянно накапливаемых противоречий в системе сознания, в первую очередь - между мифологическим видением мира и рациональным знанием, сочетаемых с абстрактным мышлением, выводили человечество на новый путь осмысления действительности. Происходило накопление, обобщение и систематизация рациональных знаний ,согласование со всеми другими компонентами духовной культуры, развитие логического и абстрактного мышления, категориального аппарата сознания, критической функции разума, приемов обоснования знания, сферы самосознания.
Благодаря этим преобразованиям формировались соответствующие познавательные предпосылки становления такой науки, каки космогония . Первые из них можно проследить в первых цивилизациях Древнего Востока- Древнем Египте и Древнем Вавилоне. А идея рационального обоснования знания как важнейшее условие возникновения теоретического самосознания формируется уже позже - в период древнегреческой цивилизации. Так теокосмогонические мифы, как высшие форма мифотворчества, сыграли важную роль, содержа в себе зародыши научного отражения мира. Иначе говоря, протонаучными формами космогонии выступали родо-племенные теогонии.
На примере теокосмогонической мифологии Гесиода "ТЕОГОНИЯ
(О ПРОИСХОЖДЕНИИ БОГОВ)" можно проследить эту трансформацию:
Прежде всего во вселенной Хаос зародился, а следом
Широкогрудая Гея (Земля), всеобщий приют безопасный,
Сумрачный Тартар в земных залегающих недрах глубоких,
И между вечными всеми богами прекраснейший, — Эрос (Любовь).
Сладкоистомый — у всех он богов и людей земнородных
Душу в груди покоряет и всех рассуждения лишает.
Черная ночь и угрюмый Эреб (Мрак) родились из Хаоса.
Ночь же Эфир (Свет) родила и сияющий День или Гемеру…
Гея же прежде всего родила себе равное ширью
Звездное Небо, Урана, чтоб точно покрыл ее всюду
И чтобы прочным жилищем служил для богов всеблаженных...
Как видим, в теокосмогонических мифах, история мира — пока еще не история естественных, природных процессов, а история рождения и смены поколений богов. Идёт не просто пересказ и систематизация более древних мифов, а осуществляется попытка найти в этой системе некоторый рациональный смысл, складывая следующие предпосылки научно-рационального познания:
· образ некоторого первичного состояния Вселенной, характеризуемого хаотичностью, бессистемностью, аморфностью (Хаос, Тьма, безграничная Бездна);
· идея общего преобразования, усложнения мира от его хаотического состояния к организованному, упорядоченному, систематично устроенному миру, разумному и справедливому (идея развития мира от Хаоса к Космосу);
· представление о качественном переходе от Хаоса к Космосу, отражавшее осознание противоположности и единства культуры и природы; человеческого (социального) и естественного (дочеловеческого);
· представление о периодической гибели, разрушении Космоса и возвращении мира в хаотическое состояние, а затем новом рождении, восстановлении Вселенной из Хаоса. История мира предстает как история циклов Хаос — Космос — Хаос.
Можно сказать о том, что древнегреческая теокосмологическая мифология оказала неоценимую историческую заслугу в выработке общего представления о Космосе, что и послужило важной предпосылкой возникновения научного познания мира в этом направлении. Космос осознавался древними греками как материальное, организованное и в то же время одухотворенное, живое целое, образовавшееся из стихии неорганизованного Хаоса. Вселенная выглядела как гармоничное, симметричное, ритмически устроенное целое. Это целое находится в состоянии постоянной трансформации, периодически превращается в Хаос и вновь возрождается. Каждая часть Космоса воспроизводит структуру космоса в целом. Уже не боги создают Космос, а Космос создает из себя богов — таким мировоззренческим представлением завершалось мифологическое сознание. И это же представление открывало дорогу для возникновения науки.
Если понравилась статья - оставляйте комментарии, подписывайтесь на канал, и не забывайте читать книги!
#хаос #космос #мифы #древняя греция #вселенная #космогония #теогония #наука #естествознание #боги