Предлагаю вам очередную порцию диковин русской деревни, которая была зафиксирована этнографами в начале 19 века.
Аналогичные, или отчасти похожие обряды встречались и у других народов, и ученые головы сломали в попытках объяснить их происхождение.
Но объяснения мы сегодня трогать не будем - они довольно сомнительны. А вот обряды вспомним - просто потому, что тогда они были делом обыкновенным, распространенным, а вот сегодня, думается мне, полностью позабыты - а ведь прошло всего немногим больше 100 лет.
Ну вот видели наши предки некую логику и необходимость в подобных действиях - возьмем это за факт, и просто ознакомимся с самими действиями.
Здесь предлагаю вам ознакомиться с обрядами, в которых фигурировала старая обувь. Естественно, в нашем случае это были изношенные лапти.
Например, в одном из сел Рязанской губернии свахе, которая после сватовства выходила из дома бросали в спину старый лапоть. Этот обычай был зафиксирован в России только в одном месте и в селе, в котором жили казенные крестьяне, среди предков которых бывали и разные пленные из других стран, так что этот обычай ученые, его обнаружившие, отнесли к принесенным из Западной Европы (там, конечно, кидали не лапоть, а иную обувь). Я вам о нем здесь упоминаю для того, чтобы показать именно эту связь - совершенно не очевидную, если не знать хорошо историю того или иного места.
Где Рязанское село - а где Западная Европа? Казалось бы связи никакой. Но оказывается пленных в многочисленных войнах, которые вела Российская империя, селили в разных местах. Часто это были простые солдаты, простые люди, которые потом вливались в ряды, в том числе, крестьянства - и вот, пожалуйста - со своими предрассудками тоже.
И французы отправлялись, к примеру, в Сибирь, и немцы, и поляки. И не только в Сибирь. И вливались в ряды местного населения - а мы потом гадаем - откуда у бабушки такая внешность - она ж из простых была...)
В Казанской губернии было село, в котором, если заново женился вдовец - его при выходе из церкви после венчания закидывали охапками старых гнилых лаптей - на счастье.
Но в целом, в свадебных обрядах русских крестьян обувь не использовалась. Она использовалась, и очень хорошо, в обычной жизнь - для предотвращения сглаза или для налаживания дипломатических отношений с домовым.
Например.
Старыми лаптями обильно увешивали скотные дворы, чтобы было много скотины.
Их развешивали у крыльца, при входе в дом, на видном месте - от сглаза.
Причем, здесь была целая теория - вот приходит человек в дом, и видит лапти старые - и зависает с вопросом - зачем они здесь - и, так сказать, сила его дурного глаза "сломится". И теперь на что бы он в доме хорошее не смотрел - сглазить это он не сможет.
Конечно, возникает вопрос - почему именно лапти старые были выбраны, чтобы так отвлечь и удивить глазливого гостя - но у крестьян кроме "так принято" другого ответа не было.
Так же могли и в другие места развесить лапти с той же целью. Например, у одного крестьянина в огороде росла отличная капуста. Чтобы она и дальше росла и ее не сглазили, он весь огород обнес кольями, а на колья развесил по старому лаптю - в общем это была уже описанная выше технология - отвлечь первое внимание потенциального глазильщика от капусты.
Лапти изнашивались быстро и в больших количествах в каждой семье. И их в важные места все прибавляли и прибавляли, а старые не убирали. Поэтому, если вы представили изящно подвешенную пару лаптей где - нибудь под крышей коровника - вы ошибаетесь - из там было столько, что если они порой совершенно сгнивали и падали - могли и убить под собой ту же корову.
Вот такие обычаи. В основном они были распространены в Тамбовской, Владимирской, Вятской, и отчасти - в Смоленской губерниях.
Вы с чем - то подобным сталкивались? Или, может быть в семье что - то осталось в качестве отголоска - как старинное средство от сглаза? Или некие странные манипуляции со старой обувью, которые перешли по наследству от бабушки?