Найти тему

Зачем программисту быть инфлюенсером и как правильно вести блог. Колонка Андрея Ситника

Оглавление

Андрей поделился непопулярным мнением, что разработчик не обязан вести блог и развивать личный бренд. И дал рекомендации, как заниматься инфлюенсингом, если вы все-таки приняли для себя такое решение.

Андрей Ситник — ведущий фронтенд-разработчик в Evil Martians, разрабатывал российский Groupon, сайт Рокетбанка, и даже немного «Хабрахабр». Занимается продуктовой разработкой для стартапов и крупных компаний, руководит распределенной командой инженеров и opensource-лихачей.

В современной IT-среде нас пытаются убедить, что любой человек должен стремиться стать инфлюенсером — лидером мнений с обширной и лояльной аудиторией. Однако это большая работа, требующая весомых вложений. Эти вложения могут окупиться и дать свои результаты, но каждый сам решает, нужно ли ему это.

Хорошую идею всегда кто-то продвигает

Самое главное, что дает инфлюенсинг, — это возможность менять мир, воплощать ваши идеи в реальность. Например, сейчас я пытаюсь продвигать в своих соцсетях тему перехода к новому формату цветов — OKLCH. Я написал об этом твиттер-тред и получил много реакций. Значит, тема интересная, и стоит продолжать о ней писать. Получив реакцию от аудитории, вы понимаете: на эту тему имеет смысл тратить силы.

-2

В российском бизнес-сообществе распространено мнение, что главное — придумать крутую идею, а она сама станет популярной, PR ей не нужен. Это ложь: хорошую идею всегда кто-то продвигает. Вопрос только в том, кто: автор может в этом и не участвовать, но тогда за него это делают первые читатели или фанаты.

Раньше повесткой управляли крупные компании, а сейчас появился новый формат — инфлюенсеры. Это обычные люди, которые ведут обычную жизнь и при этом создают текущую повестку, — не селебрити, не политики и не корпорации.

Важно понимать, что для инфлюенсинга пока не существует инструментов и научных способов на 100% предсказывать реакцию общества. Рассчитывать можно только на интуицию и эксперименты. На практике это означает, что вы пишите твит/пост и ждете, какую реакцию он вызовет.

Как выбрать площадку и тематику контента

Каждый инфлюенсер пытается занять ту нишу, которая лучше всего подходит для его контента, и экспериментировать с ней.

Выбор площадки зависит от вашего формата. Например, если хотите снимать короткие видео — вам в TikTok. Для длинных видео подойдет Youtube. Можно быстро набрать популярность, если выбрать совсем новый формат — конкуренция будет ниже.

Мой формат — текстовый. Это заметки, в которых я делюсь короткими историями и случайными мыслями. Для русскоязычной среды хороши такие площадки, как Twitter, Telegram, VK. В англоязычной для такого контента подходит только Twitter.

Подходы к инфлюенсингу, которые я использую, когда пишу для русскоязычной аудитории, не работают на Западе. Инфлюенсер должен говорить только о темах, на которые направлено внимание общества. Говорить о проблемах, которые давно переработаны, — скучно. А о тех, до которых аудитория еще не доросла — неактуально.

Я пишу про то, что мне интересно. Очень сложно инфлюенсить и писать о вещах, которые вам не нравятся. Люди ожидают, что вы будете сами увлечены тем, о чем говорите — это общественный контракт. Иначе получится лживо и нефункционально.

Писать про культуру не менее важно, чем про технический контент

Если не поднимать вопросы инженерной культуры в сообществе, индустрия веб-стандартов может или умереть, или оказаться захвачена другой технологией, или зарплаты упадут в 2-3 раза. Этические вопросы напрямую влияют на то, в каких условиях мы работаем.

Социальная тема в инфлюенсинге четко связана с профессиональной, а какой именно она будет — определяет сообщество. Часто происходит разделение обязанностей: одни инфлюенсеры заняты техническими вещами, а другие — только социальными. Но обычно это работает плохо. Как в институте: студенты больше прислушивались к преподавателю, который и в теме разбирается хорошо, и рассказывает про образ мышления инженера и его философию.

Поделюсь личным наблюдением: если кроме технических тем вы поднимаете важные культурные вопросы, весь ваш контент чаще репостят и ваш социальный капитал растет.

Инфлюенсинг выполняет социальную миссию, а графомания — нет

Когда вы занимаетесь инфлюенсингом, вы помогаете обществу: выполняете важную социальную роль. Например, мой твиттер начал набирать популярность, когда я стал писать о вещах, которые волнуют других. При этом важно оставлять толику личности автора. Людям не интересно читать историю, если в ней нет ничего о вас.

Личные истории вплетены в контент инфлюенсера, потому что они близки автору. Например, я продвигаю темы про Linux — они мне интересны, но вряд ли выстрелят. Я рассказываю о них не для того, чтобы изменить общество. Тем не менее, многим нравится: это совершенно безумные концепции, которые люди никогда бы не попробовали.

Вывод: инфлюенсеру нужно выдерживать грань между личным и социально значимым, писать о себе, не забывая о читателе и его пользе.

Возможность изменить общество вдохновляет

Инициировали ли вы изменение, к которому общество уже двигалось, или взяли флаг и первыми побежали в сторону нового тренда — вопрос философский. Например, в разных странах по-разному происходит технологическое развитие. Понятие адаптивного дизайна (тип дизайна веб-страниц, который обеспечивает правильное отображение сайта на различных устройствах — прим.ред.) в России существовало с момента зарождения индустрии, а в Америке появилось гораздо позже. Существует две гипотезы, почему:

  1. Общественная гипотеза гласит, что в США огромное количество разработчиков пришло из верстки газет, поэтому они не поняли суть адаптивного дизайна. А в России индустрия формировалась из инженеров и подход у них был иной.
  2. Гипотеза влияния медийных личностей гласит, что российские инфлюенсеры, в том числе студия Лебедева, предложили идею резинового дизайна и активно продвигали ее. Так она и стала популярна. Мы не знаем, возник бы у нас адаптивный дизайн без них.

Общество дает инфлюенсерам возможности

Внутри сообщества популярная тема идет локомотивом и дает автору возможности продвигать менее популярные. Инфлюенсеры должны помнить, что общество дает им огромную фору. Их идеи выстреливают не только потому, что они такие умные или интересные, а благодаря социальному капиталу — доверию общества. Иногда популярность приходит случайно. Важно понимать, что вам повезло, а множеству других людей — нет.

Важная составляющая инфлюенсинга — помощь другим, менее популярным участникам сообщества. Вы обязаны продвигать их идеи, потому что на вас лежит ответственность — общество вам доверилось.

Нужно понимать, что даже самые важные темы получают реакции далеко не всегда. В свое время я первым написал, на мой взгляд, очень хорошую статью про кодек АV1, которая получила мало откликов. Так может произойти с любой темой, и вы должны это понимать — нужно быть готовым к отсутствию фидбэка. Это очень болезненно, особенно когда не взлетают темы, от которых у вас горят глаза.

Инфлюенсеры подвержены гордыне, которая их съедает. Когда посты взлетают один за другим, возникает ощущение постоянного успеха — кажется, что теперь так будет всегда.

У меня так было, пока я не вышел на американский рынок с точно такими же проектами. Они не стали популярными, потому что там у меня не было социального капитала. Это был полезный опыт, он научил помнить, что успехом я обязан прежде всего своей аудитории.

Как заработать социальный капитал

Есть популярная рекомендация: нужно чаще выступать, делать больше тредов. Но я считаю, что это не работает. Моя главная концепция — нужно пытаться быть полезным обществу. Инфлюенсинг — это выполнение социальной роли, и ее нужно играть честно. Ваша работа — поднимать болезненные для общества темы.

Вот несколько рекомендаций, в каком направлении двигаться:

  • Если эксперты в какой-то одной теме не могут или не хотят объяснять ее новичкам, вы можете взять на себя эту роль: подобрать нужные слова, нарисовать понятную графику
  • Обучить продвинутую аудиторию чему-то, что никто не умеет
  • Исследовать новую технологию
  • Поднять социально значимую тему.

Я видел сообщества (и национальные, и языковые), в которых не было инфлюенсеров — они всегда системно слабее, чем сообщества, где инфлюенсеры есть. Без лидеров у них нет сильных идей, качество их продуктов ниже, а оценка заслуг и скиллов зачастую необоснованная.

Наличие в комьюнити инфлюенсера кардинально меняет его ландшафт. У русскоязычного сообщества традиционно сильные лидеры. Благодаря этому у нас сформировалась собственная независимая экосистема и взгляд на технические вопросы, свой язык для объяснения вещей. А еще это среда для людей, которые хотят расти, но пока не имеют опыта. Благодаря тому что процесс передачи знаний в индустрии выстроен правильно, вырастает больше профессионалов.

У инфлюенсинга есть обратная сторона

Медийность и блогерство дают ресурсы: доверие и социальный капитал. Их можно конвертировать в пользу. Например, получить работу с более высокой зарплатой или бесплатный билет на конференцию. А еще всегда найдутся те, кто захочет помочь с реализацией нового проекта или экспертизой. Нанимать людей и продвигать вакансии тоже становится гораздо проще: соискатели с бо́льшим интересом придут работать к вам в компанию.

Но у инфлюенсинга есть и обратная сторона — репутационные риски от того, что вы все время на виду. Важно чувствовать перемены настроения и общепринятых норм: все может кардинально измениться за короткий срок. Используя устаревший этический фреймворк (набор правил, которые позволяют быстро выработать этически корректный ответ на любой вопрос), вы будете выглядеть в лучшем случае странно. Например, разделите роли в команде на чисто мужские и чисто женские, когда в комьюнити это уже давно не принято. Это может произойти случайно: люди могут вас неправильно понять, но вы все равно будете выглядеть глупо.

Еще один потенциальный риск — государственный. Во многих странах существует государственная цензура. Если инфлюенсеры рискнут поднимать сложные темы, аудитория может воспринять это негативно. Это будет нарушением этических норм, потому что быть против государства — опасно. С другой стороны, игнорирование таких тем тоже может вызвать негатив у общества.

Способа избежать всех рисков не существует. Чтобы не вызвать у комьюнити отрицательную реакцию, важно:

  • помнить, что на инфлюенсеров обращено повышенное внимание аудитории;
  • всегда действовать максимально этично;
  • быть открытым к диалогу, уметь объяснить свою позицию и услышать оппонента;
  • уметь признать ошибку, если вы ее совершили.

***

Где читать Андрея Ситника:

Полный список проектов — здесь.

***

Никогда не останавливайтесь:

В программировании говорят, что нужно постоянно учиться даже для того, чтобы просто находиться на месте. Развивайтесь с нами — на Хекслете есть сотни курсов по разработке на разных языках и технологиях.