Найти тему
InfraOne Research

Как государство финансировало комплексный план и нацпроекты в первой половине 2022-го?

infraoneresearch.ru
infraoneresearch.ru

В первой половине 2022 года многие частные инвесторы из-за кризиса и резких изменений ключевой ставки временно приостановили запуск инфраструктурных проектов. А государство, в свою очередь, компенсировало снижение этой активности, увеличивая бюджетные вложения в отрасль.

Из нашего нового обзора можно узнать, повлияли ли новые условия на финансирование комплексного плана и «Безопасных качественных дорог». Насколько сильно государство пересмотрело расходы на национальные проекты? Удалось региональным бюджетам нарастить инфраструктурные вложения после резкого мартовского падения последних?

  • Согласно данным Минфина, на 1 июля 2022 года в комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры поступило 210,8 млрд руб. Его бюджетное исполнение составило 69,1%, что значительно выше, чем в предыдущие годы, когда этот показатель не превышал 33%. С учетом того, что объем ожидаемых вложений был пересмотрен незначительно, мы связываем такое ускорение финансирования не только с антикризисными действиями властей, но и с тем, что многие мероприятия плана имеют временны́е рамки и выходят в 2022-2023 годах «на финишную прямую».
  • Впервые за время реализации комплексного плана на 100% к середине года оказались исполнены два федеральных проекта: «Развитие железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла» и «Европа — Западный Китай» (ЕЗК). Если первый (10,8 млрд руб.) полностью профинансировали еще в марте, то до второго все средства (132,9 млрд руб.) дошли к июлю 2022 года. На два эти проекта приходится чуть меньше 50% вложений в комплексный план. «Аутсайдером» финансирования к середине года оставался федеральный проект «Развитие железнодорожных подходов к морским портам Северо-Западного бассейна», в который за шесть месяцев поступило лишь 0,7% запланированных средств.
  • Бюджетное исполнение другого инфраструктурного национального проекта — «Безопасные качественные дороги» — в первом полугодии 2022 года составило 35,4% (134,2 млрд руб.), что чуть больше, чем за аналогичный период 2021-го (33,9%). Самое высокое исполнение было у федерального проекта «Развитие федеральной магистральной сети»: 43,5%, или 93,3 млрд руб., а наименьшее — у «Безопасности дорожного движения» (3,8%, или 349 млн руб.).
  • Несмотря на кризис, государство в течение второго квартала увеличило планируемые расходы на национальные проекты до конца года на 6%, до 3,07 трлн руб. Лишь комплексному плану годовой бюджет уменьшили на 0,05%, до 305,1 млрд руб., а нацпроекту «Повышение производительности труда и поддержка занятости» оставили неизменным (5,5 млрд руб.). Наибольшее относительное увеличение планируемых расходов произошло у «Малого и среднего предпринимательства» (на 40%, до 91,1 млрд руб.), а в абсолютном выражении — у «Безопасных качественных дорог» (на 58,4 млрд руб., до 379,5 млрд руб.).
  • Бюджетное исполнение всех 15 национальных проектов в первом полугодии 2022-го ускорилось: оно составило 47,5% против 38% за тот же период прошлого года. Самым высоким уровень исполнения был у нацпроекта «Наука» — 70,7% (88,4 млрд руб.), а наименьшим — у «Цифровой экономики», до которого дошло 21,9% запланированных средств (47,2 млрд руб.). Впрочем, год назад этот национальный проект отставал заметнее: в январе — июне 2022 года его бюджетное исполнение достигло 13,6% и также было минимальным среди всех. Всего планку в 50% преодолели в первом полугодии восемь нацпроектов против одного — «Здравоохранения» — за это же время год назад.
  • Общие расходы федерального и региональных бюджетов на инфраструктуру в первой половине 2022 года выросли на 14,3%, до 921,3 млрд руб., по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Наибольшее влияние на это оказали федеральные вложения, которые выросли на 56%, до 310,3 млрд руб. Региональные бюджетные вложения в отрасль практически не изменились: они составили 611 млрд руб., что лишь на 0,7% больше, чем на ту же дату год назад. Сокращения ежемесячных инфраструктурных расходов субъектов, аналогичного мартовскому падению на 40% по отношению к этому же месяцу годом ранее, во втором квартале удалось избежать. В апреле, мае и июне тратили больше, чем в эти же месяцы год назад, что мы связываем с адаптацией местных бюджетов к новым условиям.
  • Если сложившиеся на инфраструктурном рынке тенденции сохранятся, то по итогам 2022 года в отрасль из федерального и региональных бюджетов попадает порядка 2,9-3,1 трлн руб. против 2,6 трлн руб. по итогам 2021 года. Препятствием для достижения такого –хорошего по сравнению с предыдущими годами – результата может стать ухудшение экономической конъюнктуры и усиление кризиса.

Читайте полную версию обзора.

Читайте другие аналитические материалы на сайте infraoneresearch.ru. Там же можно ознакомиться с июньским аналитическим обзором InfraOne Research «Инфраструктура в условиях санкций: рейтинг устойчивости проектов».