Найти тему

Вассму, Х. Сто лет. Отзыв на роман о жизни трёх поколений женщин

Хе́рбьёрг Ва́ссму (р. 1942) — норвежская писательница и поэтесса. Основными в её творчестве являются две трилогии: о Торе и о Дине.

Роман «Сто лет» написан в 2009 году; он автобиографический и рассказывает о трёх поколениях предков писательницы: её прабабушке Саре Сусанне, родившей и вырастившей 12 детей, бабушке Элиде, которая вынуждена была своих детей раздать по приёмным семьям, потому что занималась лечением тяжело больного мужа (от которого родила, однако, 10 детей), маме Йордис, юность которой пришлась на время фашистской оккупации, ну и немного о себе, конечно.

Основная часть повествования посвящена прабабушке и бабушке, о матери не так много, а о себе вообще мало и очень завуалированно-негативно.

Очень колоритно передан в книге образ жизни норвежских жителей северных островов. Если кто будет читать эту книгу, советую сразу иметь перед собой карту Норвегии, обязательно с островами, иначе трудно будет себе представить, как люди живут на маленьких уединённых островах, плавая в гости к соседям или родственникам на лодках; как в практически круглогодичном холоде они занимаются помимо рыбной ловли и сельским хозяйством, и цветоводством; как они любят свою суровую северную природу; как выживают, рожают и растят по 10-12 детей; как отличаются жители севера Норвегии от жителей южных областей (хотя на наш взгляд, вся Норвегия – очень суровая северная страна). Сама писательница родилась на севере Норвегии в городе Мюре.

Основная часть населения северной Норвегии занималась рыболовством. Из школы мы помним, нас учили, что охота и рыболовство – это более низкий уровень занятий людей, чем земледелие и скотоводство. Но вот и другое мнение: на полях может случиться и неурожай, а рыба есть всегда.

А как хорошо описаны продукты питания жителей побережья! Тут и разнообразная рыба, и икра, и прочие морепродукты, и пироги с северными ягодами…

Главные героини романа – это женщины. Женские судьбы с их суровым бытом и тяжким трудом показаны так наглядно, что хочется поблагодарить судьбу, что мы живём в другом месте и в другое время.

Создалось, однако, впечатление, что к концу романа повествование стало каким-то смазанным, хотя самое начало книги пообещало тяжёлую историю самой Хербьёрг, но все намёки на инцест так и остались намёками. И не развернула писательница тему своей матери – почему же так получилось, что она не уберегла свою дочь от сломанного детства.

Повествование к концу книги стало настолько пунктирным, что его не спасли даже включённые в него письма военных лет, которые писали друг другу Йордис и Ханс – родители Хербьёрг.

Ещё один минус романа – это его «рваный» стиль. Речь идёт то о Саре Сусанне, то о Элиде, то о Хербьёрг, и эти прыжки из одного времени в другое иной раз сбивают с толку, а если принять во внимание непривычные нашему уху имена, то нетрудно и запутаться, кто есть кто.

Ранее этот материал был опубликован мною здесь: https://my.mail.ru/community/manuscripts/5652D32F926C0B1F.html

#Литература_Норвегии

#Вассму