Найти тему
Живопись

Их познакомил Репин

Их познакомил Репин. По личному поручению наставника двое студентов петербургской Академии художеств, обучавшихся в мастерской Ильи Ефимовича (и отмеченные им как подающие большие надежды), готовили зарисовки персонажей эпического «Торжественного заседания государственного совета 7 мая 1901 года».

Общая страсть к портрету стала фундаментом их прочной дружбы, а методическо-стилистическая разница в подходах к работе — залогом интересного и плодотворного общения. Утверждать, что творчеству Бориса Михайловича Кустодиева были чужды элементы жанровой живописи, не станет ни один здравомыслящий человек. Но именно портретные работы молодого мастера, его умения «схватывать» типажи и раскрывать характеры героев стали гарантами успеха.

Репин И.Е., «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения», 1903, холст, масло, 400 × 877 см, ГРМ, Санкт-Петербург
Репин И.Е., «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения», 1903, холст, масло, 400 × 877 см, ГРМ, Санкт-Петербург

Шло время. Нетерпеливый, но непринуждённый, меткий, но вольный стиль Кустодиева отступал всë дальше от заветов «классики». В нëм оставалось всë меньше Репина, проявлялось всë больше самостоятельной декоративности и экспрессии. Так было после. Однако, в начале творческого пути, когда речь зашла о создании портрета верного друга, Ивана Семёновича Куликова, — молодой Кустодиев «сделал ставку» на реализм, фигуративность и примат достоверности изображения над собственным видением модели. Изобразив коллегу по нелёгкой подготовительной работе над «Торжественным заседанием...» в народном костюме и с балалайкой в руках, он стремился подчеркнуть крестьянское происхождение товарища, а не выписывал некий художественный образ.

Кустодиев Б.М., «Портрет И.С. Куликова». 1900-е, холст, масло. 54 x 48 см, Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Кустодиев Б.М., «Портрет И.С. Куликова». 1900-е, холст, масло. 54 x 48 см, Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Картина вышла очень интересной и для творчества Б.М. Кустодиева (даже раннего) весьма нетипичной. Никаких глубоко зашифрованных символов с тонкими отсылками, никакой попытки выразить личное отношение через тона и контрасты. Весь «упор» — на композицию, на обобщённость и узнаваемость. Весь акцент —- на желании максимально живо и честно запечатлеть облик друга. Сохранить его для Истории. Пожалуй, это полотно имеет куда больше общего с набросками для вышеупомянутого опус-магнума Ильи Репина, чем с иными работами молодого Бориса Кустодиева, созданными строго по велению сердца...

Примечательно, что сам Иван Семёнович Куликов оставил после себя немало автопортретов. Талантливых, как и все его полотна, когда-либо виденные нами. Совсем недавно авторы любовались одним из них в московском Музее русского импрессионизма. И поймали себя на мысли о том, как спустя добрых три десятка лет Иван Семёнович едва ли не в точности скопировал подход юного Бориса Михайловича к раскрытию собственного образа. Тот же акцент на ключевом навыке (о котором сообщают кисти в руках) героя картины, раскрывающем род занятий и пристрастия. Тот же свободный мазок и обобщённость в передаче деталей композиции. То же стремление как можно честнее сообщить аудитории о фактическом облике модели...

Куликов И.С., «Автопортрет», 1929, холст, масло, Нижегородский государственный художественный музей
Куликов И.С., «Автопортрет», 1929, холст, масло, Нижегородский государственный художественный музей

Наверное, из всего сказанного выше надо бы сделать какой-нибудь глубокий вывод. К примеру, такой: художник Куликов, чей стиль (уже) принципиально отличался от «кустодиевского», буквально «видел себя» глазами своего друга и был достаточно талантлив, чтобы это проиллюстрировать. Что время и расстояние оказалось не властно над творческим союзом единомышленников.

Слишком красивое рассуждение, впрочем. Потому мы на нëм и не настаиваем. Скорее, предлагаем Вам, дорогой читатель, сравнить эти картины, написанные очень разными мастерами в очень разные периоды их жизни и творчества. И ощутить родство их душ... Ну или не ощутить. И вообще с нами не согласиться, сославшись на то, что ни одно современное светило искусствоведения подобных параллелей (между портретами кисти Б.М. Кустодиева и И.С.Куликова) никогда в жизни не проводило.

В любом случае — спасибо Вам за внимание.

🎯 Ваша подписка на канал «Живопись», репосты на свои социальные странички очень важны для авторов. Поддержите канал своим участием в комментариях! Большое спасибо!

#культура #изобразительное искусство #искусство #живопись #портрет