Вопрос казалось бы странный, конечно же Игорь по прозвищу Старый, был сыном Рюрика, потому он собственно и Рюрикович. Однако немалое число людей, в том числе серьезных ученых, как в прошлом, так и в наше время, не просто сомневается, но отрицает родство Рюрика и Игоря.
Основания для подобных сомнений надо сказать имеются. Рюрик призванный в 862 году правил семнадцать лет, однако наследником обзавелся лишь незадолго до смерти, считается, что Игорь родился в 877 году. Власть свою он передал не сыну, а Олегу тогда еще не Вещему, которого летопись называет «родичем» Рюрика, не уточняя степень родства. Причем Олег стал не регентом при малолетнем наследнике, а именно самостоятельным правителем. Игорь же судя по летописным данным (а других собственно и нет), на протяжении всего долгого княжения Олега сидел в его тени, признавая его власть, как нечто само собой разумеющееся. Жену ему так же привел Олег, случилось это согласно «Повести временных лет» в 903 году, то есть Игорю на тот момент уже двадцать шесть лет, что по тем временам, особенно для князя очень поздний возраст для женитьбы. При этом супружеская чета оставалась бездетной на протяжении почти сорока лет. Датой рождения их сына, Святослава считается примерно 940 год. Даже если согласиться с версией, что Ольга вышла замуж за Игоря десятилетней девочкой и не могла сразу вступить в полноценные супружеские отношения, ситуация выглядит невероятной. Выходит, что княгиня родила сына почти в пятьдесят, а Игорю был седьмой десяток. Кроме того в возрасте весьма солидном, даже для нашего времени, князь и княгиня вели крайне активный образ жизни, требующий невероятного напряжения физических и духовных сил. Так Игорь незадолго до смерти лично возглавил два военных похода против Византийской империи, он и умер собственно в походе, убитый древлянами в 945 году. Жена его, Ольга, будучи по меркам тех времен практически старухой, после гибели мужа, участвовала в карательном походе на древлян, после объезжала необъятные просторы русской державы, реформируя, как сказали бы сейчас, административную и налоговую систему, совершила путешествие в Константинополь и незадолго до смерти возглавила оборону Киева от напавших орд печенегов.
Исходя из всего этого, многие исследователи делают вывод, что Игорь и Ольга родились и вступили в брак намного позже указанных летописцем дат, которые являются ошибкой или фальсификацией, как и утверждения о том, что отцом Игоря был Рюрик. На возникающие в этом случае вопросы, кто и зачем устроил сию фальсификацию, ответы дают самые разные, один замысловатее другого. Многие обвиняют в этом автора «Повести временных лет», который писал свой труд во времена Ярослава Мудрого и хотел доказать, что женатый на шведской принцессе, правитель Руси по происхождению не ниже супруги. Другие полагают, что изменения в родословной правителей Руси сделал Мстислав Великий, чтобы подчеркнуть превосходство Новгорода над Киевом, поскольку сам являлся именно «князем Севера». Есть те, кто считает, что русские князья стали зваться Рюриковичами во времена, когда лидирующее положение заняла Москва. Ее правители начиная с Ивана Третьего стали претендовать на все земли бывшие когда то в составе Киевской Руси, включая Новгород. Делая Игоря сыном Рюрика, московские князья доказывали, что земли Великого Новгорода являются их родовым владением. Есть немало и других версий, каким образом Игорь Старый стал Рюриковичем, но практически все они сходятся на том, что фальсификаторы хотели сделать предком правящей на Руси княжеской династии, варяга Рюрика, пришедшего из Северной Европы в Новгород. А уже оттуда его потомки распространили свою власть на восточных славян и другие окрестные народы. В принципе представленная во многих версиях мотивация «фальсификаторов» выглядит логично. Однако, на мой взгляд, есть один момент, который делает каждую из них несостоятельной. Дело в том что для того чтобы вывести правящую русскую династия из Новгорода или даже с берегов варяжского моря совершенно не нужно объявлять Игоря Старого сыном Рюрика. Это наоборот порождает много сомнений и неудобных вопросов, которые разом снимаются, если сделать Игоря сыном Олега Вещего. Давайте рассуждать логически: Олег княжеского рода, варяг по происхождению, еще до захвата Киева владел Новгородом. Так чего же еще надо? В конце концов, если уж очень хотелось родоначальником Рюрика, можно объявить его отцом Олега и соответственно дедом Игоря. Фальсифицировать, так фальсифицировать, пергамент все стерпит. Однако все известные письменные источники четко называют отцом Игоря Рюрика, а Олега просто «родичем». И выходит, что либо у фальсификаторов были проблемы с логикой и здравым смыслом, либо летописцы писали правду о происхождении Игоря, по крайней мере, были в этом (что пишут правду) уверены.
По моему мнению, вопросы почему Рюрик за свою долгую жизнь не завел детей, а родил сына, будучи глубоким стариком и почему в свою очередь Игорь так поздно женившийся, тянул с детьми, что называется до последнего, став отцом в возрасте шестидесяти с лишним лет, имеют простые ответы. Начать предлагаю с Рюрика, с которого все собственно и началось.
Часто читая разные материалы о Древней Руси, особенно в публицистике, я натыкался на утверждение о том, что Рюрик дожил до глубокой старости и умер на исходе восьмого десятка лет или даже перешагнул восьмидесяти летний порог. А следовательно он никак не мог родить сына за несколько лет до смерти. Однако на чем основано это утверждение мне не известно. В летописи о дате рождения Рюрика и о возрасте, в котором он умер ничего не сказано, а в каких либо других источниках князь не упоминается. Мы даже до сих пор не знаем, какого он был роду-племени и из каких мест пришел. Кем бы ни был Рюрик, на княжение его призвали если не в юном, то в довольно молодом возрасте. Вряд ли ему было намного больше двадцати. Согласно летописи, став князем в будущей Земли Новгородской, Рюрик проявил себя пусть не великим, но точно талантливым государственником. Он крепко взял власть, подавил всякое сопротивление со стороны местной родовой знати (восстание Вадима Храброго), в несколько раз расширил свои владения, расставив в ключевых городах своих людей. К моменту смерти Рюрика, под властью Новгорода были такие города как Ладога, Белоозеро, Псков, Изборск, Полоцк, Муром, Ростов. Если бы предположить, что он был призван на княжение уже на пятом или даже шестом десятке лет то, как такая деятельная личность не засветилась ни разу ни в одной из европейских хроник? Неужели Рюрик, как былинный Илья Муромец, сидел, где то всю жизнь, копя силы, чтобы в преклонных годах раскрыть свои таланты. Кроме того весьма странным выглядит что племена пригласившие Рюрика на княжение, остановили свой выбор на человеке столь почтенного возраста, никакими подвигами себя не проявившего, да еще и бездетного. А если он через год, другой помрет? Опять нового выбирать?
Если же исходить из того, что в свои новые владения Рюрик прибыл совсем молодым человеком, то умер он, получается в возрасте примерно сорока лет. И хотя даже в этом случае наследник у князя родился довольно поздно, на четвертом десятке, ничего невероятного в этом нет. Во первых на матери Игоря, которую некоторые источники зовут Ефандой, Рюрик женился скорее всего уже после того как стал князем и была она вероятно дочерью одного из представителей местной знати. Такой шаг упрочивал положение князя и был вполне логичен. Следовательно, женился князь весьма поздно. Во вторых с чего мы решили, что Игорь был первым и единственным ребенком Рюрика и Ефанды? У них, например, могли рождаться сначала девочки, а факт рождения дочерей в княжеской семье летописцы обходили вниманием и в более поздние времена. Кроме того старшие братья Игоря могли умереть в младенческом возрасте, детская смертность в ту эпоху была крайне высокой. И кстати летопись ничего не говорит о возрасте Игоря на момент смерти Рюрика, упоминается лишь о том, что он был еще ребенком, но это значит, что ему вполне могло быть и пять лет и семь.
Исходя из выше написанного, можно сделать вывод, что версию, будто Рюрик пришел в будущие Новгородские земли в пожилом (по меркам тех времен) возрасте и умудрился стать отцом, будучи глубоким стариком, следует если не отвергнуть совсем то, подвергнуть серьезному сомнению. Впрочем, то что Рюрик вполне мог родить сына незадолго до смерти, вовсе не означает что этим сыном был Игорь Старый. Ведь если про возраст Рюрика, летописец ничего не говорит, то говоря про Игоря, он более конкретен. И получается, что либо Игорь Рюрикович прожил почти семьдесят лет, до самой смерти оставаясь настолько полным сил и энергии, что смог родить сына, когда ему было уже за шестьдесят, либо никакой он не Рюрикович и дата его рождения, как и родство с Рюриком является фальсификацией. Что ж, давайте разбираться дальше.
Теперь предлагаю поговорить о том, когда мог родиться Святослав Игоревич. Летопись опять же не называет даты его рождения, но почему то чаще всего таковой считают 940 или даже 942 год. В качестве доказательства приводят летописное описание сражения киевского войска с древлянским под Искоростенем в 946 году.
Однако из этих строк можно уверенно сделать вывод, что маленькому князю значительно больше трех-пяти лет, несмотря на то, что он все еще ребенок. Напомню на момент смерти Игоря, Святослав находился со своим воспитателем Асмудом в Новгороде. В Древней Руси княжичей забирали у матерей и передавали под опеку «дядьки» весьма рано, но все таки не едва ребенок начинал ходить. Происходило это примерно в семь лет. Был даже соответствующий обряд, символизировавший достижение мальчиком соответствующего возраста, назывался «посажение на коня». Тогда же надо думать Сятослав и был отправлен в Новгород, как представитель Великого князя и номинальный правитель. Сколько он там был опять же не известно, может год, может два. Во время битвы под Искоростенем князь сидит в седле, понятно, что под ним не боевой жеребец, но в тех обстоятельствах его вряд ли посадили бы даже на маленькую, смирную лошадку, будь ему только лет пять. Копьем, которое Святослав бросил в древлян, летописец наверняка называет сулицу, проще говоря дротик. Сулица конечно же короче и намного легче обычного боевого копья, но чтобы его метнуть все равно требуются сила и навык. Ребенок же пяти лет вряд ли бы смог даже перебросить сулицу через конскую голову. Святослав же исходя из сведений летописца, это сделал. Вскользь стоит сказать, что если дротик пролетел меж конских ушей, то никак не мог ударить по конским ногам, разве, что его отбросило сильным встречным ветром, либо это были ноги другого коня, стоящего впереди.
Из всего выше написанного можно сделать вывод, что к моменту убийства Игоря древлянами его сыну было лет десять и тогда путем несложных арифметических действий вычислить, что родился Святослав примерно 935 году.
Наконец переходим непосредственно к Игорю. Я лично тоже считаю, что год его рождения отодвинут назад. Но почему только этот год? Ведь практически все согласны с тем, что летописная датировка событий происходивших на Руси, вернее на землях будущей Руси, условна. Первая летопись создавалась не раньше одиннадцатого века и записи о событиях предшествующих веков, автор часто делал на основе устных сказаний, а это источник ненадежный. Первая летописная дата, в которой мы можем быть более или менее уверены это поход Олега на Византию. Проверить более ранние никакой возможности нет. Пока, по крайней мере. А по тому, на мой взгляд, не только год рождения Игоря, но и дату призвания Рюрика и его смерти и похода Олега на Киев можно смело передвинуть вперед лет на пятнадцать. И все встанет на свои места и отпадет необходимость придумывать сложные, иной раз просто дикие теории о том, кто был папой Игоря Старого и почему на эту роль назначили Рюрика.
Ну а почему же летописец записал именно эти даты? Давайте поставим себя на место автора «Повести временных лет». Необходимо рассказать «откуда есть пошла русская земля», а в твоем распоряжении лишь разрозненные кусочки информации, о событиях датировка которых сводится к словам: «давным давно», «в далекие времена» и тому подобное. Итак, летописец знает, что где то лет двести назад в земли, которые в его времена стали Новгородскими, откуда то с южного берега Варяжского моря были призваны некие варяги-русы во главе с князем Рюриком. Этот Рюрик правил в тех краях некое количество лет и умер оставив малолетнего сына, а власть его перешла к родичу Олегу, самому старшему мужчине в роду. Через небольшое время Олег собирает большое войско и отправляется на юг покорять Киев. Однако еще до его прихода полянами уже правили русы и даже известны имена их князей, Дир и Аскольд. Вот тут у летописца возникли первые сложности. По его мнению, русы это название одного конкретного племени из варяжских земель. Откуда тогда они могли взяться в Киеве, до прихода Олега? Автор Повести сделал вывод, что, скорее всего они пришли вместе с Рюриком и не захотели осесть в северных землях, а двинулись дальше на юг. А значит, полянами они правили не очень долго. Так жившие в разные времена Дир и Аскольд стали соправителями, а поскольку они были Рюрику не «родичами», то из князей превратились в бояр. Что же касается датировки, то летописец отталкивался от даты, в которой он не сомневался. Это 865 год, когда русы впервые появились под стенами Константинополя. Византийские хроники не указывают, откуда пришли эти русы и кто их возглавлял, но автор «Повести временных лет» рассудил, что это были те самые, которые отделившись от Рюрика, осели в Киеве. А следовательно в будущей столицы Руси они появились немного раньше 965 года и соответственно призвание Рюрика произошло незадолго до того как Аскольд оказался в Киеве. Так и образовались дата 862 (призвание варягов), 863 (Аскольд и Дир появляются в Киеве), 879 (смерть Рюрика) и 882 (поход Олега на Киев) годы. То есть летописца повело его представление о том, что русы (росы) это название одного племени переселившегося в середине девятого века в земли северной Руси с берега Варяжского моря и все упоминания о русах девятого века относил к этому племени. Между тем уже давно существует версия о том, что русами или росами славяне называли племя, лидирующее в регионе и русы, правящие Киевом до прихода Олега не имели пришедшим с ним русам никакого отношения, как возможно и к тем, что появились в 865 у стен Константинополя. А потому в тот момент, когда воины Аскольда или какого то другого предводителя, грабили и жги окрестности византийской столицы, Рюрик был еще ребенком или подростком и ни о каком походе на Восток даже не мечтал.