Найти в Дзене
ИстПросвет

Сражение за Москву глазами корреспондента "Ассошиэйтед Пресс" Генри Кэссиди

Оглавление

В начале войны в Москве находилось немалое количество иностранных журналистов, симпатизировавших народам Советского Союза в их противостоянии Гитлеру и остро переживавших происходившие события. Одним из них был сотрудник "Ассошиэйтед Пресс" Генри Кэссиди. Он несколько раз выезжал на передовую и 19 декабря 1941 года своими глазами увидел "одну из стадий сражения на северо-западе от Москвы". Вот как он описывает увиденное.

Страхи ночного Клина и шоссе на запад

С группой иностранных корреспондентов Кэссиди 19 декабря прибыл в прифронтовой город Клин. Его встретили черные сожженные и уцелевшие дома, в которых не светилось ни огонька. Город был наполнен немецкими минами, взрывавшимися при любом неверном шаге в сторону от тропок, проложенных саперами. В окрестностях часто появлялись немецкие банды, сформированные из отставших от армии солдат вермахта. Они прятались в лесах и занимались мародерством.

Шоссе, ведущее на запад, представляло собой еще более худшее зрелище, чем полуразрушенный город. Деревня Бахланово встретила американского корреспондента обугленными руинами сгоревших домов. Из пятидесяти хат целыми осталось всего четыре. Остальное немцы успели спалить перед отходом. С деревней Петровское это не вышло - их выбили оттуда части Красной Армии, и поэтому деревня уцелела.

"Во дворах, на дорогах, полях стояли сотни машин, некоторые из них перевернутые, сгоревшие, поврежденные, но все, точно сильным ветром, повернутые на запад", - писал Г. Кэсседи, находясь в окрестностях Покровскй.
Освобождение Клина, декабрь 1941 года
Освобождение Клина, декабрь 1941 года

Кладбище танков и бронемашин

Дальше по узкой как туннель дороге в замерзших сосновых лесах стояли брошенные немецкие танки, оставшиеся от некогда гордых 6-й и 7-й танковых дивизий врага. Это кладбище вчера еще грозной техники тянулось на расстоянии 25 миль и было отмечено грудами сгоревших машин и горами замерзших тел.

Кэсседи насчитал около тысячи оставленных немцами танков, бронемашин, транспортеров для перевозки пехоты, грузовиков, автомобилей и мотоциклов. Потом считать ему надоело, и он это дело бросил. Помимо машин вдоль дороги на снегу валялись сотни погибших немецких солдат, сотни других покоились под глубокими сугробами или лежали в могилах под наспех поставленными березовыми крестами.

Позже Кэсседи узнал, что по данным Совинформбюро на том секторе фронта (под Клином) было уничтожено 750 единиц вражеской техники. На это явное занижение один из офицеров Красной Армии ему сказал: "Лучше уж мы занизим. Немцы переоценили - и видите, что с ними произошло".

Хорошие солдаты

Глядя на горы поврежденной и брошенной вражеской техники американский корреспондент невольно отметил, что даже среди бесспорных следов катастрофы немцы оставались "хорошими солдатами". Он видел, что танки противника стояли на определенном расстоянии на подъемах и поворотах дороги, где их поставили, чтобы прикрывать отступление, а пушки как одна смотрели на восток. Он также обратил внимание, что с больших орудий были сняты "казенники", что "машины были обложены снегом, облиты бензином и подожжены самими немцами".

Возвращение к жизни

Другая особенность (впрочем, что тут особенного), поразившая заинтересованного американца, состояла в том, что с приходом Красной Армии вдруг оживился еще недавно "наполненный смертью пейзаж". Местные жители, прятавшиеся в лесах под жутким холодом, вернулись к своим жилищам.

Это были в основном женщины. Они терпеливо копошились в руинах сожженных домов, убирали уцелевшие комнаты, подметали крылечки и замусоренные дворы. Кое-где уже на веревках висело выстиранное белье. Дети со свойственной им непосредственностью играли возле немецких машин. Рабочие расчищали дороги, хоронили убитых, разводило костры под замерзшей немецкой техникой и "рубили туши павших лошадей, чтобы накормить людей, которые еще были живы".

Коллаж по теме статьи
Коллаж по теме статьи

Постскриптум

В этих заметках американского корреспондента нет ничего сверхъестественного. Нет в них ярких боевых подвигов, нет грандиозных очерков о победах. Но зато в них присутствует ощущение перелома, постепенно наступавшего в войне, есть заинтересованность представителя страны-союзници и просто человека, симпатизировавшего русским, в скорейшей победе.

Есть, наконец, желание правдиво описывать факты (отсюда, видимо, своеобразная "похвала" немецкому солдату) и пробуждать интерес к судьбоносным событиям на Восточном фронте, о которых американцы были плохо осведомлены и узнавали правду из репортажей, написанных такими корреспондентами как Генри Кэссиди.

Свои соображения по поводу статьи высказывайте в комментариях. Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и будьте здоровы.

Об ошибках и опечатках просьба сообщать автору