КТО: Иоганн Вольфганг фон Гете
ГДЕ: «Учение о цвете»
КОГДА: 1810 год
Немецкий поэт и ученый-естествоиспытатель Иоганн Вольфганг Гете впервые описал оптический эффект «послеобраза»: когда мы переводим взгляд с яркого предмета на светлый, перед глазами стоит отпечаток яркого. Елизавета Залегина в своей новой книге на примерах объясняет, почему этот отпечаток окрашен в противоположные цвета, как это помогает точнее различать оттенки и применять «чувство цвета» в поэзии и рисовании.
«Тезис» публикует отрывок из «Книги про цвет. В жизни и живописи», где автор рассказывает, зачем нужен цвет, что такое цветовой круг Иттена, чем отличается тон от оттенка и как научиться видеть оптические эффекты.
Елизавета Залегина — выпускница МСХШ и МГАХИ им. Сурикова, художник-график, член СХР с 1998 года и преподаватель академического рисунка и живописи с опытом более 20 лет. Елизавета написала популярную книгу по рисованию «Академический рисунок. Мифы и реальность», которая нашла отклик у читателей по всей стране. На ее блог подписано более 125 тысяч человек, а образовательные видео на YouTube-канале собирают десятки тысяч просмотров.
Эффект Гете
Если долго смотреть на цветную поверхность, а после перевести взгляд на белую стену, некоторое время перед глазами будет стоять пятно другого цвета — «послеобраз». И вот что мы видим: после пурпурных оттенков оттенки послеобразов зеленые, алых — голубые, оранжевых — синие, желтых — фиолетовые.
Даже для сложных цветов этот закон срабатывает всегда однозначно: например, в сиреневом цвете, где в основном розовом присутствует синий, послеобраз будет сложный, тепло-салатовый, где к основному зеленому цвету (послеобраз розового) добавлен теплый оранжевый (послеобраз синего). Оттенок будет меняться в зависимости от малейшего отклонения воспринимаемого цвета, однако закономерность цветового круга останется неизменной.
Гёте объяснял это явление адаптацией зрительного аппарата:
Когда глазу предлагается темное, то он требует светлого; он требует темного, когда ему преподносят светлое, и проявляет свою жизненность, свое право схватывать объект тем, что порождает из себя нечто, противоположное объекту.
По этому принципу «послеобразов» устроена негативная цветная и черно-белая фотопленка.
Чем же это явление и знание о нем может помочь нам, людям, желающим научиться «чувствовать цвет» и даже применять это чувство в живописной практике?
Я это явление рассматриваю как особенность, позволяющую гармонизировать живописное зрелище, или просто точно воспринимать оттенки всех цветов. Причем мы можем наблюдать, как сложные цвета в соседстве с простыми подвержены влиянию, а простые, наоборот, влияют сами. Например, серый цвет в соседстве с красным будет казаться зеленее, а в соседстве с оранжевым, соответственно, голубеть. Обратного влияния мы не обнаружим. Простые цвета как бы вытесняют своих антагонистов вовне, и нам это не кажется, так и есть согласно физическим свойствам цвета.
Значит ли это, что данная закономерность сказывается на изменении цвета собственных или падающих теней?
Да, если речь идет о цветном источнике света, и объект или поверхность не обладают собственным цветом как белые или светло-серые. Тогда нечто освещенное, например, красным светом, в тенях начинает казаться более зеленым, и наоборот.
Если же цвет предмета простой, спектральный по своей природе, то мы видим возникновение послеобраза только в пограничных со светом зонах, на свету. Но собственная тень на оранжевом предмете никогда не будет синее, а на красном — зеленее, и тем более синей или зеленой соответственно.
А сейчас просто найдите хорошо освещенный цветной предмет или яркий фрукт. Поместите его в нейтральную среду, идеально, если светло-серого цвета. Смотрите долго и внимательно. Ничего не замечаете? А этот тонкий ореол вдоль освещенного внешнего края видите?
Теперь постарайтесь уловить оттенок этого серого. Откройте для себя магию цветной реакции!
Расскажу историю из своего опыта. Однажды в летней творческой школе на Байкале я познакомилась с пианисткой, композитором и гениальным педагогом Екатериной Олерской. Мы разговорились о различных методиках преподавания, и Катя высказалась в том же ключе, что и большинство людей вне изобразительных искусств: что цвет она не чувствует и вообще считает, что дано это далеко не каждому. Я, естественно, с ней поспорила и вызвалась доказать обратное. На столе стоял электрический чайник красного цвета. Такой, со шкалой наполнения на передней стенке. Шкала была из полупрозрачного серого пластика.
— Какого цвета эта шкала? — спросила я Катю. — Посмотри внимательно. Какой она нам кажется, если не серой?
И, изумленная, она вдруг произнесла:
— Кажется зеленой…
— Гениально! А какого цвета эти деревяшки вагонки, которыми обита комната? Если не коричневые? Особенно сейчас, в свете электричества?
— Они оранжевые!
— Ну точно! А вечер за окном?
— Он синий!
— Ну вот и все, что требовалось доказать.
Надо сказать, на саму Екатерину, напомню, она музыкант, это произвело такое впечатление, будто она выиграла в лотерею. Ну и, конечно, она сразу стала уговаривать меня написать книгу. Вот, пишу.
Впрочем, кому-то из вас эта история не покажется чем-то очень уж удивительным. Подумаешь, вечер синий. Вполне обычное литературное описание. Но ведь поэты с писателями не брали первый попавшийся цвет, не выдумывали его. Все эти «розовые дымки» и «голубые сияния» не взялись из полета мысли. Просто, если абстрагироваться от окрашенности предметов, какой мы ее «знаем», и включить режим видим, окажется, что у всякого осязаемого явления есть цвет. И часто он очень простой. Проще некуда.
Читайте этот материал на сайте «Тезиса»
Подписывайтесь на нас в соцсетях:
Станьте нашим патроном на Patreon
Присоединяйтесь к команде
#искусство #книги #партнерский материал #препринт #словарь #эффекты