Найти в Дзене
Журнал «Тезис»

Эффект Гёте

Оглавление

КТО: Иоганн Вольфганг фон Гете
ГДЕ: «Учение о цвете»
КОГДА: 1810 год

Немецкий поэт и ученый-естествоиспытатель Иоганн Вольфганг Гете впервые описал оптический эффект «послеобраза»: когда мы переводим взгляд с яркого предмета на светлый, перед глазами стоит отпечаток яркого. Елизавета Залегина в своей новой книге на примерах объясняет, почему этот отпечаток окрашен в противоположные цвета, как это помогает точнее различать оттенки и применять «чувство цвета» в поэзии и рисовании.

«Тезис» публикует отрывок из «Книги про цвет. В жизни и живописи», где автор рассказывает, зачем нужен цвет, что такое цветовой круг Иттена, чем отличается тон от оттенка и как научиться видеть оптические эффекты.

«Книга про цвет. В жизни и живописи» Елизавета Залегина
Издательство «Бомбора»
2022 год
«Книга про цвет. В жизни и живописи» Елизавета Залегина Издательство «Бомбора» 2022 год

Елизавета Залегина — выпускница МСХШ и МГАХИ им. Сурикова, художник-график, член СХР с 1998 года и преподаватель академического рисунка и живописи с опытом более 20 лет. Елизавета написала популярную книгу по рисованию «Академический рисунок. Мифы и реальность», которая нашла отклик у читателей по всей стране. На ее блог подписано более 125 тысяч человек, а образовательные видео на YouTube-канале собирают десятки тысяч просмотров.

Эффект Гете

Если долго смотреть на цветную поверхность, а после перевести взгляд на белую стену, некоторое время перед глазами будет стоять пятно другого цвета — «послеобраз». И вот что мы видим: после пурпурных оттенков оттенки послеобразов зеленые, алых — голубые, оранжевых — синие, желтых — фиолетовые.

Даже для сложных цветов этот закон срабатывает всегда однозначно: например, в сиреневом цвете, где в основном розовом присутствует синий, послеобраз будет сложный, тепло-салатовый, где к основному зеленому цвету (послеобраз розового) добавлен теплый оранжевый (послеобраз синего). Оттенок будет меняться в зависимости от малейшего отклонения воспринимаемого цвета, однако закономерность цветового круга останется неизменной.

Гёте объяснял это явление адаптацией зрительного аппарата:

Когда глазу предлагается темное, то он требует светлого; он требует темного, когда ему преподносят светлое, и проявляет свою жизненность, свое право схватывать объект тем, что порождает из себя нечто, противоположное объекту.

По этому принципу «послеобразов» устроена негативная цветная и черно-белая фотопленка.

Задержите взгляд на каждом фото секунд на 30. Потом переведите его на белое поле рядом. Увидели? Это и есть эффект Гёте.
Задержите взгляд на каждом фото секунд на 30. Потом переведите его на белое поле рядом. Увидели? Это и есть эффект Гёте.
На примерах этих натюрмортов видны цветные ореолы вокруг предметов более или менее ясной окраски. И эти ореолы соответствуют противоположным в спектре цветам. Заметьте, чем ярче и «цветнее» предмет, тем очевиднее этот эффект.
На примерах этих натюрмортов видны цветные ореолы вокруг предметов более или менее ясной окраски. И эти ореолы соответствуют противоположным в спектре цветам. Заметьте, чем ярче и «цветнее» предмет, тем очевиднее этот эффект.

Чем же это явление и знание о нем может помочь нам, людям, желающим научиться «чувствовать цвет» и даже применять это чувство в живописной практике?

Я это явление рассматриваю как особенность, позволяющую гармонизировать живописное зрелище, или просто точно воспринимать оттенки всех цветов. Причем мы можем наблюдать, как сложные цвета в соседстве с простыми подвержены влиянию, а простые, наоборот, влияют сами. Например, серый цвет в соседстве с красным будет казаться зеленее, а в соседстве с оранжевым, соответственно, голубеть. Обратного влияния мы не обнаружим. Простые цвета как бы вытесняют своих антагонистов вовне, и нам это не кажется, так и есть согласно физическим свойствам цвета.

Значит ли это, что данная закономерность сказывается на изменении цвета собственных или падающих теней?

Да, если речь идет о цветном источнике света, и объект или поверхность не обладают собственным цветом как белые или светло-серые. Тогда нечто освещенное, например, красным светом, в тенях начинает казаться более зеленым, и наоборот.

Если же цвет предмета простой, спектральный по своей природе, то мы видим возникновение послеобраза только в пограничных со светом зонах, на свету. Но собственная тень на оранжевом предмете никогда не будет синее, а на красном — зеленее, и тем более синей или зеленой соответственно.

А сейчас просто найдите хорошо освещенный цветной предмет или яркий фрукт. Поместите его в нейтральную среду, идеально, если светло-серого цвета. Смотрите долго и внимательно. Ничего не замечаете? А этот тонкий ореол вдоль освещенного внешнего края видите?


Если вы захотите увидеть нечто похожее воочию, вам будет легко это сделать. Главное, должно быть достаточно светло, предмет должен быть достаточно цветной, и ваш взгляд должен задержаться на нем не менее 30 секунд.
Если вы захотите увидеть нечто похожее воочию, вам будет легко это сделать. Главное, должно быть достаточно светло, предмет должен быть достаточно цветной, и ваш взгляд должен задержаться на нем не менее 30 секунд.

Теперь постарайтесь уловить оттенок этого серого. Откройте для себя магию цветной реакции!

Расскажу историю из своего опыта. Однажды в летней творческой школе на Байкале я познакомилась с пианисткой, композитором и гениальным педагогом Екатериной Олерской. Мы разговорились о различных методиках преподавания, и Катя высказалась в том же ключе, что и большинство людей вне изобразительных искусств: что цвет она не чувствует и вообще считает, что дано это далеко не каждому. Я, естественно, с ней поспорила и вызвалась доказать обратное. На столе стоял электрический чайник красного цвета. Такой, со шкалой наполнения на передней стенке. Шкала была из полупрозрачного серого пластика.

— Какого цвета эта шкала? — спросила я Катю. — Посмотри внимательно. Какой она нам кажется, если не серой?

И, изумленная, она вдруг произнесла:

— Кажется зеленой…
— Гениально! А какого цвета эти деревяшки вагонки, которыми обита комната? Если не коричневые? Особенно сейчас, в свете электричества?
— Они оранжевые!
— Ну точно! А вечер за окном?
— Он синий!
— Ну вот и все, что требовалось доказать.

Надо сказать, на саму Екатерину, напомню, она музыкант, это произвело такое впечатление, будто она выиграла в лотерею. Ну и, конечно, она сразу стала уговаривать меня написать книгу. Вот, пишу.

Впрочем, кому-то из вас эта история не покажется чем-то очень уж удивительным. Подумаешь, вечер синий. Вполне обычное литературное описание. Но ведь поэты с писателями не брали первый попавшийся цвет, не выдумывали его. Все эти «розовые дымки» и «голубые сияния» не взялись из полета мысли. Просто, если абстрагироваться от окрашенности предметов, какой мы ее «знаем», и включить режим видим, окажется, что у всякого осязаемого явления есть цвет. И часто он очень простой. Проще некуда.

Оглавление книги
Оглавление книги

Читайте этот материал на сайте «Тезиса»

Подписывайтесь на нас в соцсетях:

Vkontakte

Facebook

Instagram

Telegram

Станьте нашим патроном на Patreon

Присоединяйтесь к команде

#искусство #книги #партнерский материал #препринт #словарь #эффекты