Найти тему
«Каждый выезд — появление нового крутого человека в моей жизни»
Уже пятый год «Общество полевых лингвистов» (или сокращенно «ОПЛинг») устраивает совместные выезды на природу — с докладами, мастер-классами и круглыми столами. На них обсуждаются исследования языков, работа в поле, этические проблемы. Сооснователь проекта Соня Оскольская рассказывает, как организуются мероприятия «ОПЛинга», чем они отличаются от обычной конференции и что публикуется в новом научном журнале. Софья Оскольская — кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Института лингвистических исследований Российской академии наук (ИЛИ РАН)...
3 недели назад
Эффект параллакса в кино
КТО: Марсель Анун ГДЕ: Фильм «Зима» КОГДА: 1969 год Термин «параллакс» (с греческого — «смещение») встречается в разных сферах знания. Например, в астрономии движение небесных тел относительно Земли называют параллактическим. Еще в Древней Греции исследователи определяли расстояние до Луны или Солнца, измеряя угол их смещения относительно земной орбиты. Параллакс близок и пространственному искусству. Американский архитектор Стивен Холл обращается к эффекту смещения при проектировании своих сооружений...
2 года назад
«Танец как более интересный способ жить»
Современный танец занимается не только и не столько созданием формы, сколько созданием поля для исследования. Полина Фенько, выпускница Утрехтского университета, изучает феномен социальной хореографии, задавая себе вопрос: где начинается тело другого человека и взаимодействие с ним? В интервью «Тезису» Полина рассказала, кто такой танц-драматург, как социальная хореография отражает общество и почему быть одновременно теоретиком и практиком — это более интересный способ жить. В рубрике «Я исследую» мы публикуем рассказ молодых ученых от первого лица...
2 года назад
Софью Андреевну Толстую ни при жизни, ни после смерти не рассматривали как автора художественной прозы, хотя сохранились ее повести «Чья вина?» и «Песня без слов». О чем Софья Андреевна писала в юности, как дошла до аудиенции с императором в попытках снять запрет на публикацию «Крейцеровой сонаты» и почему вернулась к писательству через много лет – читайте в первом эссе из серии материалов о Софье Толстой.
2 года назад
Не только жена Льва Толстого: почему так важно читать художественные произведения Софьи Толстой
О Софье Андреевне Толстой не принято много говорить как о писательнице — обычно вспоминают, что «Войну и мир» она восемь раз переписывала начисто, помогала мужу с проработкой любовных сцен и женских персонажей, вела дневники. Однако ее перу принадлежат как минимум две сохранившиеся повести. В первом эссе из серии материалов о Софье Толстой рассказываем о ее личности и биографии. К Софье Андреевне часто относятся предвзято. Конечно, все признают ее неустанный труд во благо семьи: она следила за семейным...
2 года назад
Как говорить, когда нужно молчать: отказ от слов в новой драматургии
Сама идея отказа — от слов, действий, движений, изображений, предметов, артистов — не нова: она постоянно переизобретается в искусстве. Отказ от прежде известных и привычных форм — это всегда эксперимент, основанный на отстранении от старого или его переосмыслении. Вспоминаем основные тезисы эссе «Эстетика безмолвия» Сьюзен Сонтаг и разбираемся, как работает безмолвие в драматургии, кино и живописи, почему авторы создают «тексты» без слов и можно ли услышать молчание в общем информационном шуме....
2 года назад
«Биографическая иллюзия»
Как мы рассказываем о своей жизни и почему делаем это именно так Казалось бы, что может быть понятнее, чем жизнеописание — биография в том или ином виде. Но как мы, рассказывая о своей жизни, решаем, о чем говорить, а о чем нет? Если бы мы жили в другую эпоху, то рассказывали бы то же самое? Что в наших жизненных историях — от нас самих, а что — от массовой культуры? Полина Кислицына — приглашенный научный сотрудник в Александровском институте при Хельсинкском университете. Закончила аспирантскую программу по культурной антропологии в Европейском университете в Санкт-Петербурге...
2 года назад
«Культура находится не в границах государств и республик»
В биографии удмуртского писателя Кузебая Герда до сих пор много пробелов — идут споры о том, где и когда его расстреляли, и даже дата его рождения доподлинно неизвестна. Андрей Гоголев уже несколько лет собирает в архивах разрозненные данные о его жизни и творчестве. А еще он первым полностью перевел на русский язык повесть Кузебая «Мати», которой в 2020 году исполнилось сто лет. Это произведение имеет для Удмуртии такое же значение, как для России — «Капитанская Дочка» Пушкина или «Шинель» Гоголя...
2 года назад
Эффект Гёте
КТО: Иоганн Вольфганг фон Гете ГДЕ: «Учение о цвете» КОГДА: 1810 год Немецкий поэт и ученый-естествоиспытатель Иоганн Вольфганг Гете впервые описал оптический эффект «послеобраза»: когда мы переводим взгляд с яркого предмета на светлый, перед глазами стоит отпечаток яркого. Елизавета Залегина в своей новой книге на примерах объясняет, почему этот отпечаток окрашен в противоположные цвета, как это помогает точнее различать оттенки и применять «чувство цвета» в поэзии и рисовании. «Тезис» публикует отрывок из «Книги про цвет...
2 года назад
Парадоксы тотальной бюрократии
Главные тезисы книги Дэвида Гребера «Утопия правил. О технологиях, глупости и тайном обаянии бюрократии» Дэвид Гребер — американский социолог, антрополог и анархист, изучавший историческую связь между долгом и социальными институтами, происхождение неравенства и «управленческий феодализм». Анастасия Затонская написала для «Тезиса» эссе о том, как Гребер представляет себе современную бюрократию, в чем видит ее характерные черты и каким ему представляется выход из мира тотальной бюрократии. Пара слов...
2 года назад
«Приветствуем вас в апокалиптической кишке»
Потоп, эпидемия, нашествие зомби — в массовом сознании существует множество популярных, растиражированных сценариев конца света. Основательницы проекта «Апокалипсис глазами современников» задались целью собрать новые, необычные варианты уничтожения мира и весной 2021 года объявили конкурс для художников и писателей. Наталья Кудрякова и Елена Панкратова попросили авторов поделиться своими собственными, нетривиальными представлениями о том, где, когда и при каких обстоятельствах человечеству, планете Земля или Вселенной наступит конец...
2 года назад
«Погружаешься в большую филологию и выбираешь свое»
Антропология, история СССР, культура — Александру Пахомову притягивали разные области, но в итоге она выбрала филологию. После окончания школы она поступила в СПБГУ на кафедру отечественной филологии. Через несколько лет любовь к русской литературе привела Сашу в Тарту, где она начала исследовать жизнь поэта Серебряного века Михаила Кузмина. Саша рассказала «Тезису», как увлечение парфюмерией сблизило ее с героем диссертации, каково это — учиться в двух магистратурах одновременно и почему работа будущего PhD бывает похожа на сборку дзенского пазла...
2 года назад