В период капитализма повсеместным явлением становится представление рабочей силы как товара. При снижении спроса на рынке труда цена рабочей силы падает. Всё чаще работников переводят на договоры ГПХ (гражданско-правового характера), лишая их и без того неоправданно низких социальных гарантий.
Чтобы лучше разбираться в происходящем и, самое главное, знать какие действия предпринимать в условиях загнивающего капитализма, к рассмотрению предлагается краткое содержание главного труда Карла Маркса "Капитал".
Два фактора товара: потребительная стоимость и стоимость (субстанция стоимости, величина стоимости)
При капиталистическом устройстве общества все блага общества выступают в роли огромного скопления товаров, а товар является его элементарной формой.
Для начала необходимо разобраться с понятием товар.
Товар - это, прежде всего, предмет, который в силу тех или иных собственных особенностей удовлетворяет потребности человека. При том не является значимым каким образом товар справляется с этой задачей, являясь при этом предметом потребления или средством производства.
Далее следует заметить, что каждый товар следует рассматривать со стороны качества и со стороны количества.
Качественную сторону отображает потребительная стоимость, а количественную меновая стоимость.
Потребительная стоимость
Потребительная стоимость отображает полезность товара, которая характеризуется его теми или иными свойствами, например ручка, её потребительная стоимость заключается в том, что ей можно писать, в некоторых случаях в её эстетической составляющей и так далее.
Следует отметить. что реализация потребительной стоимости происходит лишь при эксплуатации товарного тела, т.е. в процессе потребления.
При капитализме потребительные стоимости являются вещественными носителями меновой стоимости.
Меновая стоимость
Меновая стоимость является, по большому счету, количественным отношением потребительных стоимостей. Простыми словами меновая стоимость отражает отношение одних товаров к другим, т.е. сколько одних товаров можно обменять на другие товары.
Рассмотрим пример.
Допустим мы можем обменять 1 телефон (Т) на х футболок (Ф), y ручек (Р) и z бургеров (Б), в таком случае получим уравнения:
1 Т = х Ф
1 Т = у Р
1 Т = z Б
Из чего следует, что потребительные стоимости x футболок y ручек и z бургеров равны между собой. Значит все эти вещи имеют что то общее, что их объединяет.
Если абстрагироваться от потребительных стоимостей товаров, не брать в расчёт их качественную и количественную составляющие, то любой товар - это продукт труда. Но при отсутствии потребительной стоимости нельзя сказать, что конкретный товар есть результат труда конкретного специалиста, следовательно товары качественно не различны между собой, что делает их результатами абстрактного человеческого труда.
Товарная стоимость
Потребительная стоимость имеет стоимость лишь потому, что в ней заключен или материализован абстрактный человеческий труд. Количество труда измеряется в рабочем времени, затраченном на производство того или иного товара.
На первый взгляд может показаться, что данный способ измерения количества труда не учитывает сложность труда, но это не так.
Например, для производство 1й ручки потребуется гораздо меньше времени, чем на производство телефона. Вспоминая приведенную выше формулу можно было бы утверждать, что для производства телефона потрачено трудового времени ровно столько же, сколько потрачено времени на производство y ручек, но и это будет ошибочным, т.к. не будет учитываться прибавочная стоимость, о которой будет сказано позже.
Рост производительных сил
С ростом производительных сил количество труда, затрачиваемого на производство того или иного товара, сокращается, например в Англии после введения парового ткацкого станка, для изготовления ткани стало требоваться в 2 раза меньше времени, чем при ручной работе.
Отсюда следует, что реальная стоимость товара уменьшается с ростом производительных сил. Например, какой стоимостью будет обладать алмаз, если его можно будет произвести из чего угодно, путём нажатия одной кнопки?
P.S.
Следует добавить и то, что не всё, что имеет потребительную стоимость является товаром, например воздух, почва, дикорастущий лес и пр.
Для того чтобы стать товаром продукт должен не просто производить потребительную стоимость, но и потребительную стоимость для других, т.е. являться полезным для общества.
Маркс писал:
Для того чтобы стать товаром, продукт должен быть передан в руки того, кому он служит в качестве потребительной стоимости, посредством обмена. Наконец, вещь не может быть стоимостью, не будучи предметом потребления. Если она бесполезна, то и затраченный на нее труд бесполезен, не считается за труд и потому не образует никакой стоимости.
#коммунизм #Маркс #капитал #капитализм #социализм #книги #ссср #деньги #товары