Найти тему
Татарский Мир

Уникальные находки надгробий XIIIв. на древнейшем татарском кладбище в Крыму (2)

Начало см: Уникальные находки надгробий XIIIв. на древнейшем татарском кладбище в Крыму (1)

Надгробия относятся к достаточно раннему этапу развития города, к периоду бурного роста и развития золотоордынского города Кырым/Солхат. Обнаруженные памятники и большое кладбище подтверждают информацию о том, что в городе в 80-годы XIII века была значительная мусульманская община.

В оформлении обеих памятников четко прослеживаются сельджукские мотивы. Это и форма памятника в виде двускатного саркофага (тур. sanduka), и характерная форма навершия, и розетки украшающие боковые стороны саркофага. Большое количество подобных памятников зафиксировано как в Анатолии, так и в Крыму.

Найденные саркофаги очень близки по времени к дате смерти Изз-ад-дина Кей Кавуса II который предположительно умер в Крыму в 1279-1280 гг.

Изз-ад-дин Кей Кавус II - сын конийского султана Гийас ад-Дина Кей-Хосрова II. Он поселился на полуострове Крым в 1265 г. после того как был освобожден из плена в Константинополе золотоордынским правителем Берке. Кей Кавус II получил от хана Берке в надел владения в Крыму - города Сугдак (Судак) и Солхат (Кырым) и предположительно прожил в Орде остаток жизни.
Сельджукская мечеть в Судаке. Фото: https://upload.wikimedia.org/
Сельджукская мечеть в Судаке. Фото: https://upload.wikimedia.org/

Характерное сельджукское влияние в оформлении памятников дает основание предположить, возможную связь памятников с окружением Кей Кавуса II которые жили в городе с 1265 г. И хотя присутствие общины мусульман в Крыму отмечено и более ранними датами, известна надпись на мечети в городе Кырым построенная на деньги Бей Хаджи Умара аль-Бухари с датой 1263 г., а так же мечеть построенная в Судаке в 1220-е гг. при завоевании города сельджуками под предводительством Хусам-ад-дина Чупана. Именно приход в эти земли Изз-ад-дина Кей Кавуса II со своими людьми, считается одним из факторов распространения «сельджукских традиций» в Крыму.

Мусульманские эпиграфические памятники относящиеся к XIII веку - достаточно редкая находка для Крыма. На полуострове на сегодня известно всего 6-7 мусульманских надгробий с датами относящимися к XIII веку.

Последний раз памятники относящиеся к XIII веку фиксировались Усеином Боданинским и Османом Акчокраклы почти сто лет назад, в 1920-е годы в ходе археологической экспедиции в г. Старый Крым, что еще раз показывает большую ценность найденных экземпляров. И надеемся дальнейшие археологические исследования на этой территории выявят новый материал, который позволит нам приоткрыть очередные страницы истории средневекового города Кырым/Солхат.

Усеинов М. А.