Невозможно представить, как бы развивалось русское искусство, если бы эти чрезвычайно богатые и невероятно щедрые предприниматели не поддержали его финансово.
Кстати, некоторые западные художники обязаны им своей славой.
Павел Третьяков (1832-1898)
Имя Павла Третьякова увековечено галереей, которую он спроектировал и построил на свои деньги в 1881 году. Конечно, это Третьяковская галерея в Москве. Коллекция мецената, завещанная столице, насчитывает более тысячи картин. Он начал приобретать свои первые работы, когда ему было всего 20 лет.
У Третьякова наследственная предпринимательская жилка — он был потомственным купцом. Вместе с младшим братом Сергеем (тоже коллекционером и меценатом) они начали свой успешный бизнес с открытия магазина по продаже русских и зарубежных тканей, а позже строили хлопчатобумажные фабрики.
Третьяков покупал картины величайших русских художников — Алексея Саврасова, Ивана Айвазовского, Михаила Клодта, Василия Перова, Ильи Репина. Особое предпочтение коллекционер отдает сюжетам на русскую тематику, в том числе историческим картинам.
Третьяковы активно поддерживали бродячих художников, «вышедших из народа», преодолевая засилье академизма. У младшего брата Сергея тоже была большая коллекция — картины Василия Верещагина, Александра Иванова, Ивана Крамского, Архипа Куинджи, Василия Поленова. Все они сегодня являются жемчужинами Третьяковской галереи.
Сергей Щукин (1854-1936)
Учась в Германии, потомственный купец московского старообрядческого рода Сергей Щукин принял на себя управление отцовским торговым домом «И. В. Щукин и сыновья».
У Сергея много братьев и все они были коллекционерами - одни собирали русские старинные произведения, а другие - западноевропейское искусство. Среди зажиточных купцов в конце девятнадцатого — начале девятнадцатого века это увлечение было модным.
Сергей часто бывал в Европе и особенно в Париже, где познакомился с импрессионизмом и стал покупать картины малоизвестных тогда Поля Сезанна и Анри Матисса и даже заказывал картины для своего особняка. Он привез в Россию первую картину Клода Моне «Скалы в Белл-Иле». Позже Щукин увлекся постимпрессионизмом и покупал работы Поля Гогена, Ван Гога и раннего Пикассо. Это искусство еще не принято и не понято обществом, но российскому предпринимателю эти картины просто нравятся. Сегодня говорят, что у него был «отличный глаз». В одном своём письме Щукин пытается поднять Матису настроение: «Общественность против вас, но у вас есть будущее».
Все купленные картины меценат выставляет в своем особняке и открывает для посетителей. По сути, это один из первых частных музеев западного современного искусства. После революции 1917 года Щукин был вынужден эмигрировать, а большевики национализировали его коллекцию и в итоге разделили ее между крупнейшими музеями — Эрмитажем в Санкт-Петербурге и Пушкинским музеем в Москве.
Сава Мамонтов (1841-1918)
Мамонтов унаследовал от отца железнодорожную компанию и очень активно начал строить железные дороги в России. Родители Саввы дали ему блестящее образование, он владел несколькими языками и с юных лет увлекся театром, искусством и литературой.
В 1870 году Савва купил особняк Абрамцево недалеко от Москвы, сильно увлекшись его историей. Он принадлежал русскому писателю Сергею Аксакову, к которому приезжали в гости Николай Гоголь и Иван Тургенев.
Сава создал в Абрамцево, как сказали бы сегодня, культурный кластер с художественными мастерскими — «Абрамцевский художественный кружок». В его особняк охотно приезжают русские художники Василий Поленов, Виктор Васнецов, Валентин Серов, Исаак Левитан, Михаил Врубель. Многие из них еще молоды и практически «построены» в Абрамцево – творят, делают бесконечные зарисовки, набираются опыта, а также создают многие свои знаменитые картины. Кстати, племянница Савы Мамонтова позировала для знаменитой работы «Девочка с персиками».
Многие картины и скульптуры до сих пор выставлены в Музее Абрамцева, но большая часть шедевров находится в Третьяковской галерее, Русском музее и Театральном музее имени Бахрушина.
Иван Морозов (1871-1921)
Наследник одной из богатейших торговых семей, Морозов учился в Швейцарии и сам рисовал. Однако стать художником ему было не суждено – умер отец, и Ивану пришлось вернуться на родину и заняться работой хлопчатобумажных ткацких фабрик. Морозову многое удается — он зарабатывает большие деньги, особенно во время Первой мировой войны, поставляя ткани для военной формы.
В России Морозову принадлежит большая коллекция французских модернистских картин. Он страстный коллекционер и тратит огромные суммы на искусство. Вместе со Щукиным он не пропускал ни одной крупной выставки в Европе. В итоге он собрал более 250 работ Клода Моне, Анри Матиса, Пьера Огюста Ренуара, Винсента Ван Гога и Пабло Пикассо. Кроме того, Морозов является поклонником русского пейзажа и авангардной живописи.
Свой московский особняк он украсил множеством картин. Однако, в отличие от Щукина, свою коллекцию он не открывает для посетителей. После революции 1917 года его коллекция также была национализирована, в его особняке был открыт музей, а самого Морозова назначили заместителем хранителя коллекции.
После смерти Ивана большевики продали часть его коллекции на Запад, в том числе шедевры Поля Сезанна и Винсента Ван Гога. А основная часть распределяется между музеями Москвы и Санкт-Петербурга.
Алексей Бахрушин (1865-1929)
Другой потомственный московский купец — Алексей Бахрушин, который интересовался искусством, собирал предметы, связанные с театром: костюмы, афиши, эскизы декораций и личные вещи актеров. Он также находил и покупал старинные музыкальные инструменты, а также редкие издания пьес великих русских драматургов и другие литературные реликвии. Современники даже высмеивали его за предметы его страсти и не принимали их как нечто значительное.
В 1894 году коллекционер решил показать свою коллекцию широкой публике. Это начало истории самого большого театрального музея в мире. Теперь он носит имя своего основателя.
Жемчужиной этой коллекции являются картины театральных художников Александра Головина и Константина Коровина, сценические эскизы, эскизы театральных костюмов Леона Бакста, Александра Бенуа, Александры Экстер, Натальи Гончаровой и других художников русского авангарда.