.
.
До главы 12 образы книги Откровение в значительной степени наследовались от сюжета к сюжету, — а новые видения опиралась на те смыслы и свидетельства, которые были прорисованы ранее.
Так, снятие Агнцем печатей с Небесной книги (главы 6-7) продолжало видения Небесного Собора, в которых был явлен Небесный престол, двадцать четыре старца, четыре животных, и т.д., и посреди которых тайнозрителю Откровения открылся «Агнец как бы закланный» (главы 4 и 5).
Свидетельство о семи Ангелах с трубами (главы 8-9) продолжало события, связанные с Небесной книгой, запечатанной семью печатями.
А действия Ангела с раскрытой книжкой (глава 10) и миссия двух светильников- пророков (глава 11) продолжили образы «тройного горя», возвещенного Ангелом-Орлом перед тремя последними трубами (Откр.8:13). Причем несмотря на то, что в главах 10 и 11 произошло некоторое «отступление» от единой смысловой линии, — события седьмой трубы и «последнего горя» (Откр.11:14-19) объединили и подытожили все предыдущие свидетельства и указали на Второе Пришествие Спасителя и Суд Последнего дня.
Так что к концу главы 11 череда небесных и земных событий, представленных в книге Откровение, пришла к смысловому и пророческому завершению, то есть к библейскому концу времен и окончательному падению ветхого мира.
А поскольку после пророческих панорам Последнего дня, прорисованных в заключительных стихах главы 11, повествование о том, чему «надлежит быть вскоре» (Откр.1:1, Откр.22:6), необходимо начинать «заново», — свидетельства главы 12 возвращаются к самому началу новозаветных событий, а открывающиеся тайнозрителю видения облекаются в образы, которые до этого момента не упоминались.
(К «новым» для книги Откровение пророческим образам можно отнести и «жену, облеченную в солнце», и Божественного Младенца, и «бегство жены в пустыню», и образ дракона-змея, и т.д.)
Кроме того, в предыдущих главах ни одно из видений не именовалось «небесным знамением», — и это обстоятельство также свидетельствует об определенной смысловой дистанции между пророческими панорамами главы 12 и теми событиями, которые были описаны ранее, предлагая рассматривать образы «жены, облеченной в солнце» и «Младенца мужеского пола» обновленным взглядом и «с чистого листа».
.
И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд. Она имела во чреве, и кричала от болей и мук рождения (Откр.12:1-2)
.
«Великое знамение» жены, «имеющей во чреве», от которого берет начало новая череда небесных видений, прямо связано с великим небесным знамением Сына Человеческого, которое по свидетельству евангелиста Матфея будет явлено всему мирозданию в самом конце времен. Ведь ожидаемый женой Младенец есть Тот, Кто в последний день ветхого мира явится во вселенную для Суда над живыми и мертвыми (Деян.17:31):
тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою (Мф.24:30)
.
Однако в конце времен Господь и Спаситель откроется миру не «беспомощным» Младенцем, — но Мужем Совершенным, вставшим во главе Небесного Воинства и сходящим с неба как «сильный в брани» (сравн. – Пс.23:7-10) в облачении Своей Божественной Славы, сравн.:
И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует… И воинства небесные следовали за Ним на конях белых, облеченные в виссон белый и чистый.Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы. Он пасет их жезлом железным; Он топчет точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя. На одежде и на бедре Его написано имя: "Царь царей и Господь господствующих" (Откр.19:11-16)
.
Соответственно, нет сомнений, что в небесном знамении «жены, облеченной в солнце», прорисован возвышенный собирательный образ всей Церкви Христовой, представляющий ее не в какой-то конкретный момент времени, а «на всем протяжении ее истории» (проф. Лопухин). Причем именно надвременными смыслами этого образа объясняется то существенное обстоятельство, что еще до рождения Младенца (т.е. только «имея во чреве») жена облечена во славу «великого светила», указующую на грядущее прославление ее в Господе, — а луна, как светило «меньшее», сотворенное для «управления ночью» (Быт.1:16), находится у нее под ногами и свидетельствует о высочайшем духовном положении Церкви относительно всего прочего творения (сравн. – «Ибо все вы - сыны света и сыны дня: мы - не [сыны] ночи, ни тьмы», 1 Фес.5:5).
Кроме того, образы «солнца» и «луны» указывают на два Завета: на Завет Ветхий, который действовал «пророческой ночью» и поэтому, подобно луне, не имел собственного света (т.е. являл свет, «отраженный от солнца»), — и на Завет Новый, который возвестил «пророческий день», освещенный «Солнцем правды», то есть нетварным сиянием Самого Господа и Спасителя (сравн. – Мал.4:2, 1 Ин.2:7-8).
При этом двенадцать звезд венца, пребывающего на главе «жены, облеченной в солнце», символизируют и двенадцать колен Израиля, и двенадцать Апостолов Христовых (т.е. обозначают в числе 12 и основание Церкви, и ее ветхозаветную и новозаветную историю), свидетельствуя о превосходстве прилежащей ее славы и над славой ветхозаветного Израиля (сравн. со знаменательным сном Иосифа из Исх.37:6-11), и над славой всех без исключения «небесных светил» (сравн. – «И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде - как звезды, вовеки, навсегда», Дан.12:3, см. публикацию о смыслах библейского образа «небесных звезд»).
Другими словами, явленный тайнозрителю небесный образ через соборное единство Новозаветной Церкви как бы возносится над временем, и не может быть без ущерба разделен между прошлым, настоящим и будущим. Так что в этом образе «в одном теле» (Еф.2:16) соединяются и пророки и праведники времен Ветхого Завета, и Иоанн Предтеча, и Пресвятая Богородица, и святые апостолы, и мученики во славу Божью от всех времен и народов, и все любящие и чтущие Бога.
А через знаменательные отличия этого образа от тех форм и персонажей, которые были явлены в предыдущих сюжетах, в книге Откровение открываются самые возвышенные новозаветные свидетельства, среди которых и истинная человеческая природа Иисуса Христа.
И путь спасения Церкви, пролегающий через чадородие для жизни вечной (1 Тим.2:15, Ин.3:6, Еф.5:8 и т.д.).
И даже величайшая тайна вселенской Церкви Христовой как Невесты и Жены Господа и Спасителя:
потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела… Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви (Еф.5:23,32)
.
Конечно, соединение в одном персонаже образов матери, жены и «дщери» неприемлемо для формальной логики. Однако в библейском смысле такое единство не более удивительно, чем Сам Спаситель, Который был прежде праотца Авраама (Ин.8:58), а царю Давиду приходится одновременно и Сыном, и Господом (Мф.22:42-46), — или чем неслиянное и нераздельное соединение в Сыне Божьем и Сыне Человеческом двух различных природ (земной и небесной).
Что касается событий, последовавших за приходом в мир Чудного Младенца (сравн. – Ис.9:6), — в главе 12 новозаветная реальность прорисована в новых для книги Откровение библейских образах, с которыми связаны самые существенные и самые знаменательные евангельские смыслы.
Так, например, в свидетельстве о том, что жена «кричала от болей и мук рождения», обозначено одно из самых значимых последствий грехопадения, а именно мука деторождения (сравн. – «…умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей…», Быт.3:16). При этом явленное далее рождение Божественного Младенца разрушило проклятие грехопадения и открыло двери к освобождению от всех его негативных последствий, — так что те «боли» и «муки», которые испытывает ныне Новозаветная Церковь, связаны уже не с рождением детей в греховный мир, исполненный лишениями и страданиями, но с рождением чад для жизни вечной, исполненной радостями и Божественными Благословениями.
Однако для того, чтобы каждое такое рождение состоялось, Церкви Христовой приходится переживать подлинно материнские тревоги и боли.
(Так, и свт. Андрей Кесарийский в отношении «рожденных от семени ее» замечает, что Церковь непрестанно «болит за них»)
И об этом же свидетельствует ап. Павел, прямо уподобляя христианское пастырство материнству, а заботы и попечения о духовных чадах — материнским мукам:
Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос! (Гал.4:19)
.
При этом, как и во всех предыдущих видениях книги Откровение, на духовной вершине прорисованных тайнозрителю образов и свидетельств находится Сам Спаситель, который открывается в главе 12 не как жертвенный Агнец, — но как Божественный Младенец и Сын Человеческий, пришедший в мир через рождение «от семени жены» для того, чтобы «поразить в голову» древнего змия, то есть самого диавола (Быт.3:15).
А поскольку в соответствии с изначальным определением из Быт.3:15 именно рождение женой чудесного Младенца даровало человечеству победу над змием, — те материнские «боли» и «муки», о которых свидетельствует глава 12, были обусловлены не только первородным грехопадением, одним из последствий которого стала боль чадородия, но и мучительным желанием человечества «разрешиться родами» (Ис.66:8), чтобы вместе с радостью материнства освободиться от рабства греху и смерти и встать на путь веры и спасения для вечности.
(В этом контексте можно отметить, что состояние «жены», испытывающей не столько «физическую» боль, сколько «боли пророческие», в точности соответствует панорамам ожидания Агнца из главы 5, когда в преддверии новозаветных событий ап. Иоанн «много плакал» от «вселенской духовной безысходности», ощутимой в этот момент даже внутри Небесного храма, Откр.5:4-5)
.
...............................................................................................................................................
Спасибо за Вашу поддержку!
Продолжение см. в статье: Знамение огненного дракона с семью головами (Откр.12:3)
Предыдущая статья: Открытие небесного храма и явление ковчега завета (Откр.11:19)
Полный список публикаций канала с краткими аннотациями (обновляется)
#толкование апокалипсис Откровение Иоанна Православная Церковь #знамение жены облеченной в солнце под ногами ее луна на главе ее венец из двенадцати звезд, Откр.12:1 #жена имела во чреве и кричала от болей и мук рождения, Откр.12:2