Самаре очень повезло в том плане, что в ней сохранилось огромное количество исторических фото. А повезло потому, что летом 1880-го года в Самару приехал харьковский мещанин Александр Петрович Васильев, и уже 15-го июля того же года получил разрешение на открытие «фотозаведения».
Над сказать, фотосалоны в Самаре к тому времени уже были – немецкие фотографы Карл Фишер и Август Бах еще в начале 60-х годов 19-го века открыли в Самаре свои представительства.
Но Васильев как-то очень быстро немцев потеснил и стал в городе главным фотомастером. В чем был секрет его мгновенного успеха?
Ну, во-первых, не ошибся с местоположением – салоны его периодически меняли адрес, но никогда не уходили с главной улицы города – Дворянской. Дверь в дверь с «фотозаведением» располагались магазины, выставки, рестораны, модные кондитерские.
На вторых этажах обитали серьезные заведения – публичные библиотеки, банки, нотариальные конторы.
Интересно, что когда Александр Петрович работал в своем фотоателье в доме Санина (Дворянская, 95), прямо над ним на втором этаже в Александровской библиотеке молодой Владимир Ульянов готовился к выпускным экзаменам в университете. Возможно, заодно уже обдумывал грядущую революцию! Каждому свое. Так или иначе, жизнь на Дворянской кипела с раннего утра до поздней ночи, и редко кто проходил мимо фотомастерской
Ну а главная причина успеха Васильева конечно, в том, что он был не ремесленником, а Мастером. Еще, как мы сейчас говорим, трудоголиков.
С его портретов смотрит на нас вся тогдашняя Самара – от градоначальника до гимназисток. Запечатлены все городские улицы, практически каждое здание, панорамы города с разных видовых точек.
А смотреть на его снимки Волги и жигулевских гор можно бесконечно.
Еще Александр Васильев нес, так сказать, свое искусство в массы!
В апреле 1903-го года открыл магазин фотопринадлежностей, причем для желающих освоить фотомастерство обучение и консультации проводил бесплатно.
Заинтересовал фотографией многих знаменитых людей Самары, а его друг Константин Головкин (по жизни - купец, по предназначению и смыслу - художник, просветитель, меценат) сам стал известным фотохудожником.
Сохранилось много их совместных фото на фоне волжских пейзажей
Именно Васильеву был поручен в 1904-м году выпуск фотоальбома «Пребывание императора Николая II в Самаре».
Еще по заказу властей в 1886 году (к 300-летию Самары) изготовил огромную фотопанораму. Первая в Самаре цинкография – тоже его.
Многие ли фотографы оставили в истории такой след?
использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете