Найти тему

Куда движется карьера

Оглавление

70-80-ые годы прошлого века в нашей стране принято называть периодом застоя. Как ни парадоксально, но именно этот период существования Советского Союза был пиковым с точки зрения благосостояния жителей. Люди покупали машины, владели квартирами со всеми удобствами и ездили зарубеж. С чем же связана такая нелицеприятная метка - "застой"? Дело в том, что в те времена т.н. бюрократическая машина достигла своего апогея и забетонировала любую среду изменений. Всё было как никогда предсказуемо - приходя работать, например, на завод, твоя карьера зависела только от выживаемости людей, сидящих на следующих должностных ступенях. А в отсутствие среды изменений быстро копится отставание от внешнего мира - того самого, в который граждане СССР получили доступ и билет на самолёт.

С вами Константин Никитин, и сегодня не будет истории нашей компании. Сегодня будут мои размышления о карьере.

Бизнес-процесс жизни

Типичная траектория детей, родившихся до нулевых годов выглядит примерно так:

Круговорот жизни: роддом - садик - школа - ВУЗ/ ССУЗ (или армия) - работа - ЗАГС - квартира - роддом - ....
Круговорот жизни: роддом - садик - школа - ВУЗ/ ССУЗ (или армия) - работа - ЗАГС - квартира - роддом - ....

Согласитесь, похоже на бизнес-процесс, в котором всё последовательно и всё предсказуемо. На меня в своё время большое впечатление произвело выступление Андрея Курпатова про поколения X Y Z (кому интересно, вы без труда найдёте записи на ютубе). В нём чётко прослеживается, что у тех, кто родился уже в 21 веке эта траектория имеет все шансы стать другой, но давайте вернёмся к "типичному" бизнес-процессу, а конкретно к метаморфозам, которые с нами происходят на этапе "работа".

Получив нужное или ненужное образование, юный ум попадает в какую-то сферу, на место своей работы. Карьерный старт мы назовём термином "Специалист". В это время, по сути, продолжается обучение. Мы постоянно узнаём что-то новое, примеряем теорию к практике, знакомимся с кучей людей.

От Специалиста к Профессионалу

Первый год работы выглядит как один большой раскрытый глаз - нам всё кажется очень крутым, люди вокруг очень значимыми, а в кармане шелестят первые честно заработанные деньги.

Личные особенности, старшие товарищи по цеху, доверие и реальные практические задачи очень быстро закаляют Специалиста. К концу второго-третьего года, тот самый большой раскрытый глаз становится уже с прищуром и в нём появляется то, что называется отражением опыта. Мы смотрим на окружающую действительность критически, замечаем несовершенства и уже вносим свой вклад в изменения. Наше мнение учитывается, должность в нашей трудовой книжке обрастает разрядами или приставками типо "ведущий" или "главный", а наш статус меняется на "Профессионал" (в терминах текущей статьи).

Переход от Специалиста к Профессионалу, пожалуй, самый безболезненный с точки зрения личного кризиса. Твои знания становятся востребованным, твоё эго получает удовлетворение, тебя мотивируют ростом зарплаты. Сложности возникают лишь с принятием окружающей реальности - для кого-то реальный мир становится болезненным откровением, для кого-то средой личных возможностей. Тем не менее большинство людей совершают этот квантовый скачок и вот тут уже начинаются проблемы...

У нас много историй, когда ребята приходили студентами на позиции стажеров, но уже через несколько лет насколько глубоко прокачивались, что брали на себя целые проекты.
У нас много историй, когда ребята приходили студентами на позиции стажеров, но уже через несколько лет насколько глубоко прокачивались, что брали на себя целые проекты.

Профессионал в своей работе становится заметной фигурой. На него возлагается ответственность, ему достаются сложные и нестандартные задачи, компания и команда начинает испытывать зависимость, а значит появляются и риски потерять ценный кадр. И в определённый момент на первый план выходит вопрос мотивации такого сотрудника. И вот тут вмешивается заложенный много лет назад программный код нашей системы мотивации. Профессионала делают "Руководителем". Чаще всего, это единственный способ законно и без конфликтов в команде повысить зарплату такому сотруднику и его статус. Ведь предполагается, что Руководитель - это бОльшая ответственность. А, значит, за это можно и нужно платить больше.

Путь Руководителя

Однако, этот кризис и квантовый скачок оказывается гораздо труднее и тяжелее, чем переход Специалист - Профессионал. В классическом менеджменте нас учат пяти функциям управления - мотивация, координация, делегирование, планирование и контроль. В действительности же сюда добавляются "недокументированные фичи": коммуникация, работа с конфликтами, навыки бюджетирования, проведения совещаний, продаж и многое другое. Профессионалу, который долго и упорно развивал в себе качества из разряда "делать и давать результат" приходится учиться "отдавать и управлять".

По сути, это всё начинать с нового листа, вновь открывать свой большой (уже с морщинками) глаз и заново учиться. Вот только та пресловутая ответственность и, что более реально, ожидания от тебя уже другие. Времени на раскачку нет. Именно поэтому принятый в нашей культуре переход Профессионал - Руководитель даётся очень болезненно и уже гораздо меньше сотрудников способны его совершить.

Учиться приходится разным вещам, на первый взгляд даже не важным. Вот например, мы с секретарями ходили на мастер-класс по скетчингу
Учиться приходится разным вещам, на первый взгляд даже не важным. Вот например, мы с секретарями ходили на мастер-класс по скетчингу

Какая трансформация ожидает Руководителя на его пути? Как и Специалист в своё время, он учится (пускай уже и на ошибках), копит знания, навыки и усталость. Двигаясь по карьере вверх или вбок, совершенствуя свои soft навыки, мы становимся хорошими организаторами - процессы в наших командах работают как механизм, плановые показатели достигаются, качество продуктов или услуг растёт. А что дальше? Почему внезапно Руководитель понимает, что хочется чего-то другого. Что это его уже не мотивирует. Потому что снова кризис. И следующий квантовый скачок на этом пути - новая роль, роль "Лидер".

Современный Лидер

В одной из следующих статей я расскажу, чем отличается Лидер круга от Руководителя в самоорганизации, а сейчас давайте попробуем одной фразой описать всю глубину изменений:

Руководитель управляет, а Лидер - организовывает.

Управление - это инструмент работы в условиях определённости. Когда есть задача, и нужно сделать так, чтобы получить результат. Но область определённости конечна, и уперевшись в границу этой области перед нами встаёт вызов её преодолеть и попасть в область неопределённости. А там нас ждут запросы на изменения, создание нового, корпоративная культура, ценность, смыслы и т.п.

Вы наверняка слышали фразу (иногда её приписывают Эйнштейну), которая очень ёмко отражает кризис перехода границы неопределённости:

Самая большая глупость - это делать те же действия, ожидая другой результат.

Лидер - это про другие действия. Лидер - это признать, что твои навыки и знания это лишь зерно, которое нужно прорастить. Лидер - это про постоянное обучение. Лидер - это про отдавать, чтобы освободить место для нового. Лидер - это про доверие тем, кто будет после тебя и вместо тебя. Лидер организовывает команду, даёт им направление и ощущение достижимости, а не говорит что делать. Переход от Руководителя к Лидеру совершают единицы, проживая жестокий внутренний кризис. Оглянитесь по сторонам и найдите глазами тех людей, кого вы бы могли назвать Лидером? А теперь задайте себе вопрос - а этот человек смог бы добиться успеха в другой отрасли, в другой сфере? Скорее всего, ваш ответ будет "да". Потому что для настоящего Лидера важна не отрасль, не сфера деятельности, для Лидера важно мышление и важны люди.

Метаморфоза Лидера

Ещё до недавнего времени я считал, что на этом цепочка квантовых карьерных изменений заканчивается. Но сейчас я для себя открыл ещё один уровень (и вполне возможно он не последний).

Задача Лидера - помогать командам открывать новые горизонты. Но каждая команда - это свой организм, частичками которого выступают люди. В какой-то момент мы понимаем, что каждый человек уникален, что каждый человек - это не конструктор, а свой мир. И что в этом мире скрывается не увидеть извне. Лидер, который помогает каждому сотруднику стать кем он хочет, превращается в "Наставника".

Именно Наставник помогает Лидерам увидеть в команде людей. Наставник помогает Руководителю подобрать инструменты и слова, и не сойти с ума. Наставник вселяет уверенность в собственные силы Профессионалу, когда его тащат на руководящие должности. Наставник помогает прислушаться к ощущениям Специалисту, который делает первые шаги своей профессиональной карьеры. Наставник помогает вам попасть в кризис и помогает из него выйти. Наставники - это те люди, которые делают из каждого Человека, а не сотрудника.

Я не знаю какой процент Лидеров переходит на уровень Наставника. Но я знаю лишь одно, что за спиной каждого личного успеха всегда есть Наставник. В какой бы роли вы не находились и на каком бы уровне карьеры не оказались.

-4

Я искренне желаю каждому из нас найти своего Наставника, вдохновляться Лидером и восхищаться командой Руководителей, Профессионалов и Специалистов. Вместе мы можем всё!

Увидимся в изменившимся мире, друзья!