‼️Хотя в заголовке и заявлен разбор 18 задания ЕГЭ (обращение и вводные конструкции), но не стоит забывать, что экзамен - это большая деталь конструктора, собранная из многих мелких деталей (например, разбора обращений и вводных слов); поэтому данный анализ подойдёт не только для ЕГЭ, но и для ОГЭ (3 задание), ВПР (в вариантах для 5 класса уже есть поиск обращения и постановка запятых при нем).
Вернемся к заданию! С чего начать рассуждение?🧐
✏Сконцентрироваться на циферках;
✏Найти грамматические основы около циферок;
✏Проверить, задается ли вопрос к словам внутри циферок;
✏Вносят ли эти слова информацию о мыслях или чувствах автора ИЛИ содержат обращение к кому-либо;
✏Проверить, можно ли без 95%-ой потери смысла выкинуть то, что между ними, или заменить на похожее обращение/вводное слово;
✏Поставить запятые на границах обращений и вводных слов (конструкций).
❗Задание из открытого банка ФИПИ:
Не белы снега по-над Доном
Заметали степь (1) синим звоном.
Под крутой горой, что ль под тыном,
Расставалась (2) мать (3) с верным сыном.
«Прощай (4) мой сын (5) прощай (6) чадо,
Знать (7) пришла пора, ехать надо!..»
(С.А. Есенин)
Берём по кусочкам💫
🚩Не белы снега по-над Доном
Заметали степь (1) синим звоном.
Грамматическая основа: (что?) снега (что сделали?) заметали;
заметали (чем? как?) звоном (каким?) синим.
💯Вопрос задался, выкинуть нельзя -> это не обращение или вводное слово.
🚩Расставалась (2) мать (3) с верным сыном.
Грамматическая основа: (кто?) мать (что делала?) расставалась;
💯"мать"-> это подлежащие, обращением или вводным словом быть не может.
🚩«Прощай (4) мой сын (5) прощай (6) чадо,
"Прощай", "привет", "пока" и т.д. - междометия. Подобные вещи, если мы применяем их в целях демонстрации вежливости, обособляются всегда, но мы здесь говорим об обращениях и вводных конструкциях.
Логично предположить, что если мы говорим подобные слова, то где-то рядом будет упоминание человека, к которому мы обращаемся.
💯"Мой сын" и "чадо" - обращения: к ним не задается вопрос, их можно выбросить, содержат значение обращения.
🚩Знать (7) пришла пора, ехать надо!..»
Грамматическая основа: (что?) пора (что сделала?) пришла;
- Ко "знать" вопрос никак не задать😄;
- Его можно выбросить;
- И самое главное: его можно заменить на "видимо" или "мне кажется"!
- А ещё оно содержит сомнение говорящего;
💯"Знать" - вводное слово.